Слайд 1злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом
Выполнил: Соловаров
Слайд 2Доминирующее положение может занимать хозяйствующий субъект, под которым согласно статье
4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон
135-ФЗ) понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Отметим, что рассматривая вопрос о злоупотреблении доминирующим положением, необходимо помнить, что само по себе занятие доминирующего положения не является нарушением законодательства. Нарушение состоит в злоупотреблении данным положением.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса (ГК) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Слайд 3Неблагоприятные последствия
В соответствии с действующим законодательством запрещаются действия (бездействие) занимающего
доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться
недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением сформулировано законодателем как материальный состав правонарушения, в его конструкцию включены вышеуказанные последствия. При этом данные последствия могут являться прямым следствием действий, составляющих злоупотребление доминирующим положением (т.е. присутствовать в наличии), а также в результате этих действий может создаваться реальная угроза наступления неблагоприятных для конкуренции последствий (Недопущение конкуренции , Ограничение конкуренции, Устранение конкуренции).
Слайд 4Установление цены на товар
Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой
услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Слайд 5Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена
товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта
цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
Слайд 6Создание дискриминационных условий.
К действиям, которые могут быть расценены
антимонопольными органами на основании п. 8 ч. 1 статьи 10
Закона 135-ФЗ как создание дискриминационных условий, можно отнести установление таких условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Необходимо также учесть, что антимонопольный орган может выдать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на определенном товарном рынке, предписание о нарушении статьи 10 Закона 135-ФЗ, только если сознательные (намеренные) действия субъекта направлены на ущемление (приводят или могут привести) интересов других хозяйствующих субъектов. Иными словами, антимонопольный орган должен представить суду надлежащие доказательства наличия в действиях организации реального намерения (направленной воли) на достижение противоправного результата - ущемления интересов контрагентов по сделке.
Слайд 7Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Одно из
главных условий наступления ответственности за данное правонарушение - нарушение установленного
нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно правовым актом. Действие акта применения норм права завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.