Слайд 1Международное гуманитарное право.
Слайд 2Цель и задачи урока.
Познакомить учащихся с основами международного гуманитарного права.
Продолжить
формирование навыков аналитического мышления, умения рассуждать, делать выводы.
Совершенствовать умение
работать с текстом учебника, дополнительными источниками информации.
Слайд 3Наше будущее в наших руках! Мы желаем ограничить неизбежные ужасы
войны – бедствия, которые грядущее поколение будет рассматривать как безумие.
Поэтому мы присоединяемся ко всему здравому населению планеты и будем следовать прописным законам МГП.
Слайд 4Международные договоры, регулирующие военные конфликты, заключались между государствами в различные
периоды истории для уменьшения бедствия войны и предназначались для определения
«правил» ведения вооруженной борьбы- «ПРАВО ВОЙНЫ».
Задание: Найдите в тексте учебника определение «Право войны». Стр. 87.
Запишите в тетрадь ответ на вопрос: «Для чего установлено международное Право войны?».
Слайд 6Международные правила поведения в бою
Веди боевые действия только против комбатантов.
Нападай
только на военные объекты.
Щади гражданское население и его имущество. Относись
к гражданским лицам с уважением. Помни, что взятие заложников запрещено!
Не разрушай больше, чем требует боевая задача.
Пощади пленных, обеспечь им гуманное отношение.
Гуманно относись к больным и раненым.
Слайд 7Задание: Найдите в тексте учебника
(стр. 88- 89) ответы на
вопросы и зачитайте их.
1.Что относится к военным объектам?
2. Из кого
состоит гражданское население?
3. Кто в военное время считается военнопленным?
4. Кого считают раненым и больным в военное время?
Слайд 8Задание: Прокомментируйте основные положения МГП.
Слайд 10Все ли представленные на рисунке категории людей находятся под защитой
МГП?
Слайд 11Почему по Вашему приведенные методы и средства ведения войны запрещены?
Слайд 12Серьезные нарушения «Права войны» квалифицируются как военные преступления.
Преднамеренное убийство,
пытки, бесчеловечное обращение.
Преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью.
Бесчеловечное и
унижающее обращение, сопровождающееся оскорблением человеческого достоинства.
Взятие заложников.
Слайд 14Надо знать и помнить, что МГП предоставляет особую защиту определенным
категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи.
Для выполнения
данной задачи введены специальные международные знаки.
Слайд 15Для защиты ряда лиц и объектов в условиях вооруженного конфликта
в МГП существуют отличительные знаки.
Красный крест на белом поле или
равноценный ему красный полумесяц – военные и гражданские медицинские службы, их персонал и оборудование. Духовный персонал.
Слайд 16
Равносторонний синий треугольник на оранжевом поле- объекты и персонал гражданской
обороны.
Гражданская оборона предназначена для проведения мероприятий по защите и выживанию
гражданского населения: оповещения, эвакуации, обустройства убежищ, спасательных работ.
Слайд 17
Бело - синий щит- культурные ценности, общая защита, персонал для
их охраны.
К культурным и духовным ценностям относятся памятники архитектуры, искусства
или истории; музеи, крупные библиотеки, архивы, места археологических раскопок.
Слайд 18Белый флаг- флаг парламентера, используемый для переговоров или капитуляции.
Слайд 19Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы,
атомные электростанции.
Нападение на
данные объекты может вызвать опасные силы из под контроля и
последующие тяжелые потери среди городского населения.
Слайд 20Знак обозначает территории, где не ведутся военные действия.
Слайд 21Россия никогда не вела захватнических войн и русский воин всегда
был воином – освободителем.
Задание: Объясните с точки зрения законов
МГП русские пословицы и поговорки:
-Повинную голову и меч не сечет.
Согнутую шею сабля не рубит.
В пленного стрелять - солдатскую честь терять.
Солдат тот, кто не жизнь, а честь свою бережет.
Честь солдата береги свято.
Вы не найдете мира, если будете искать на дорогах войны.
Слайд 22Война ничего не спишет, она только припишет: одним – славу,
другим – позор.
Глубокий смысл и жизненную верность этой пословицы можно
прокомментировать на примере событий:
Нюрнбергский процесс (20.11. 1945 -1.10. 1946 г)
осудил группу нацистских военных преступников
и воздал каждому по заслугам.
В современных условиях мировая общественность осуждает военные действия США в Ираке, где происходит постоянное нарушение МГП: использовали белый фосфор – опасное отравляющее вещество; кассетные бомбы, запрещенные для использования даже во время военных действий; бесчеловечно и унижающе обращались в тюрьмах с пленными , чем вызвали справедливый гнев не только иракцев, но и многих людей во всем мире.
Слайд 23Подумайте, есть ли в предложенных ситуациях нарушения МГП?
Слайд 24Ответьте на вопрос: Какими правами пользуются данные категории людей во
военное время?
Слайд 25Какие знаки МГП Вы бы поставили на объекты:
Слайд 26Ответьте на вопрос: «Есть ли в Карелии объекты, которые можно
охранять данными знаками МГП?».
Слайд 27Задание: ответьте на вопросы.
1. В чем заключается правовая защита раненых,
больных и потерпевших кораблекрушение?
2. Почему документы Женевской конференции подобно регламентируют
защиту гражданских лиц, находящихся во власти неприятеля?
3. В чем заключается опасность неправомерного использования эмблем Красного креста и Красного полумесяца в военное время?
4. Какие действия относятся к серьезным нарушениям международного гуманитарного права?