Слайд 1Память и ее виды
Подготовила:
Скуридина Ольга
Юб01/1501
Слайд 2Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению,
и воспроизведению опыта и информации.
Память - это совокупность процессов
и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.
Слайд 51. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации.
Средний объём памяти
- 7 элементов (единиц) информации.
2. Быстрота запоминания - отличается у разных
людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
Слайд 63. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с
которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта
черта очень важна в обучении.
4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Слайд 7Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию
воли в процессе запоминания;
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По
продолжительности сохранения информации;
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
Слайд 91) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает
случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые
усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
Слайд 10По характеру психической деятельности.
По характеру психической деятельности, с помощью которой
человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную
и словесно-логическую.
1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
Слайд 11Эмоциональная память – память на переживания.
Особенно этот вид памяти проявляется
в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека
эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.
Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Слайд 123) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов
предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память
начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту.
Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком.
Образная память может быть:
зрительной,
слуховой,
обонятельной,
Осязательной,
вкусовой.
Слайд 13Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди
с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и
способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.
Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах.
Слайд 144) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в
процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек
старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.
Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание.
Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов.
Слайд 15П.П. Блонский называл ее " память-рассказ".
Она имеется у ребенка
уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики.
Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.
Слайд 16По продолжительности сохранения информации:
1) Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал,
который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки
информации.
Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
2) Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Слайд 173) Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение
определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких
секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти.