Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
Вспомнить правила правописания приставок (в т.ч. ПРИ- и ПРЕ-).
Познакомиться
с трудными случаями употребления этих приставок.
Совершенствовать умение правильно писать гласные
Е и И в этих приставках.
Продолжить вырабатывать навыки выполнения заданий ЕГЭ по всем разделам языка.
Слайд 3
ГРАММАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
(Работа по культуре речи)
Слайд 4Культура речи
Нормы грамматической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:
1) претензии ни на
чем не обоснованы;
2) ответы на интересующие вопросы;
3) опирается на малоизвестных
фактах;
4) Гоголь дает необходимую характеристику о каждом герое;
5) базироваться на результатах исследований.
Слайд 5Культура речи.
Одеть на палец наперсток.
Обосновать свою позицию.
Большой уровень образования.
Благодаря
халатности.
Глубокая бездна.
Попирать честь и достоинство.
Чаша терпения кончилась.
Внести предложение.
Оказать пользу.
Гениальный виртуоз
музыки.
Найдите словосочетания, в которых нарушены нормы грамматической и лексической сочетаемости слов.
Слайд 6Культура речи. Орфоэпия
В каких словах ударение поставлено неправильно :
1)алкоголь
2)
дефис
3) дозвонишься
4)закупорить
5) недуг
Слайд 8
Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
не расставлены.)
1. XX век называют ядерным и космическим и компьютерным.
2.
Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
3. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу
и грамматически и являются его логическим стержнем.
4. Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности.
Слайд 9
Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
не расставлены.)
1. XX век называют ( и ) ядерным,
и космическим, и компьютерным.
2. Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
3. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу
и грамматически и являются его логическим стержнем.
4. Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей, так и продуманной последовательности.
Слайд 10
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую. (Знаки препинания не
расставлены.)
1. Он не расставался с альбомом и карандашом и
делал наброски.
2. Я люблю математику и физику литературу и живопись музыку и театр.
3. Дятлы и зяблики синицы и соловьи обитают в наших лесах.
4. Утро было солнечное безветренное но не жаркое.
Слайд 11
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую. (Знаки препинания не
расставлены.)
1. Он не расставался с альбомом и карандашом и
делал наброски.
2. Я люблю математику и физику, литературу и живопись, музыку и театр.
3. Дятлы и зяблики, синицы и соловьи обитают в наших лесах.
4. Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое.
Слайд 12Изучение нового
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
В русском языке различаются приставки:
1) оканчиваются
на согласную;
2) оканчиваются на гласную;
3) приставки ПРИ- ПРЕ-;
4) иноязычные
приставки.
Слайд 13Запомни!!!
Всегда пишутся одинаково следующие приставки (они не изменяются):
об-, от-,
над-, пред-, в-, с-, пере-, до-: добежать, отвести, поднести, представить.
Приставки
з- не существует, есть приставка с-:
сделай, свесь.
В словах здание, здоровье, здесь буква з входит в состав корня.
Слайд 14Правописание приставок, оканчивающихся на З- и С-
В приставках на з-
и с- перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими
согласными пишется буква с:
безвластье,
бессердечный,
безгласный,
беспечный
Слайд 15Правописание гласных в приставках
раз-(рас-), роз-(рос-)
В приставках роз- (рос-) —
раз- (рас-) в безударном положении пишется А ,
под
ударением - О:
расписка, роспись.
развал, розвальни
Слайд 16
Приставки ПРИ- и ПРЕ-
Употребление приставки зависит от лексического
значения слова, в котором данная приставка пишется
Слайд 18Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
1.
Расположенный около чего-то, вблизи:
прибрежный,
приморский,
привокзальный,
пришкольный
Слайд 19Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
2.
Приближение, присоединение :
прилететь, прикрепить,
прибыть приклеить
приехать пришить
Слайд 20Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
3.
Неполнота действия:
приоткрыть,
присесть,
пристукнуть,
прикрикнуть
Слайд 21Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
4.
Доведение действия до конца:
приготовить,
причесать,
пригласить
Слайд 22Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
5.
Добавочное действие:
пририсовать,
прикупить,
причитать
Слайд 23Приставка ПРИ- пишется в словах
со значением
Сопутствующее действие
(в основном – в деепричастиях):
приплясывая
присвистывать,
припевая,
Слайд 25Приставка ПРЕ- пишется в словах
со значением
Близко к
значению приставки пере-
преобразовать,
прерывать,
преграждать,
пресекать
Слайд 26Приставка ПРЕ- пишется в словах
со значением
2.
Высшая степень чего-либо (качества или действия):
преувеличить,
преинтересный,
прескверный,
преогромный
Слайд 27Следует различать!!!
В русском языке есть пары похожих слов, лексическое
значение которых зависит от написания в них букв И или
Е
Слайд 28Следует различать слова с разными приставками
Различать:
Слайд 29 Запомнить!!!
Следует запомнить слова,
значение приставки в которых
определяется с большим трудом
Слайд 30Эти слова пишутся с буквой И
беспримерный
приватный
приключение
примадонна
припрятать
примитивный
присмотреть
принципиальный
непритязательный
приоритет
причудливый
приверженец и др.
Слайд 31Эти слова пишутся с буквой Е
преамбула
превалировать
превратить
президент
презрение
президиум
преимущество
прелюдия
преклонный (возраст)
премировать
знаки препинания
прельстить
премьера
препарат
препона
препятствие
прерогатива
престиж
преследовать
претензия
пресмыкаться
прецедент
Слайд 35Правописание ы—и после приставок
Если исходное слово начиналось с и, то
в однокоренном слове с приставкой на согласную пишется буква ы:
разыграть (от игра), подыскать (от иск). После производных приставок сверх-, меж- и заимствованных суб-, пан-, транс-, контр- пишется бу-кваа и: контригра. Исключение: взимать.
Слайд 42 (ЗЗ)Лекарство Гайдару было привезено, и сыну вскоре стало легче.
(34)Благодарить его
было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь.
(З6)Он считал помощь человеку таким же делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался, потому что такое поведение человека считается вполне естественным.
(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран, который находился непонятно где.
(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно, что он теряет последние силы. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду и опасность не миновала.
(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен - не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.
(49)Мне очень не хватает Гайдара - большого, доброго, талантливого человека.