Слайд 1ТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
как вид деятельности, способствующий формированию познавательных УУД
автор: Лунёва Л.В.
МБОУ «СОШ
№6»
г. Лысьва 2017
Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Слайд 3Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные
логические
действия постановки
и решения проблем
Слайд 4В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре
блока:
-личностные УУД
-познавательные УУД
-регулятивные УУД
-коммуникативные УУД
Слайд 5Общеучебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
Поиск и выделение необходимой
информации (при аудировании и чтении на ИЯ);
Самостоятельное осознанное построение устного
и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ;
Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
Слайд 6Общеучебные действия
Смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида
чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из
прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста).
Слайд 7Логические действия
Синтез, анализ, обобщение, классификация по различным признакам;
Самостоятельное выведение правил
построения иноязычной речи;
Установление причинно-следственных связей и аналогий при аудировании и
чтение текстов;
Доказательство своей точки зрения;
Выдвижение гипотез и их обоснование
Слайд 8Действия по постановке и решению проблемы.
Формулирование проблемы творческого и поискового
характера;
Самостоятельное решение проблемы.
Слайд 9Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную
форму общения, оно занимает одно из главных мест по использованию
, доступности и важности , т к именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.
Слайд 10
Учебная деятельность школьников при работе с текстами , прежде всего
, направлена на анализ и присвоение информации, которая обусловлена учебными
программами и составляет общее содержание текста. В процессе чтения и анализа прочитанного происходит осмысление учащимися учебного материала, формируются базовые знания и общеучебные умения.
Слайд 11 Организуя текстовую деятельность школьников, обучая их разнообразным способам работы
с информацией, мы учим их учиться , развиваем личностную сферу,
способствуем их социальной адаптации. Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Слайд 12Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом
этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их
узнавания в тексте, овладение различными структурными материалами ( словообразовательными элементами, видо- временными формами глагола и т д ) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования. То есть предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых трудностей.
Слайд 13Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом
этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их
узнавания в тексте, овладение различными структурными материалами ( словообразовательными элементами, видо- временными формами глагола и т д ) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования. То есть предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых трудностей.
Слайд 14В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки ,в которых содержатся
указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно- коммуникативных задач
в процессе чтения.
Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
Слайд 15Предтекстовые упражнения
1. Найти , выписать и перевести предложения с определенными
словами.
2. Найти пары: слово и его дефиниция.
3. Соединить пары слов
по смыслу.
4. Найти существительное, прилагательное, глагол в каждой группе слов.
5. Найти в тексте существительные, образованные от глагола( прилагательного).
Слайд 16Предтекстовые упражнения
6. Назови исходную форму слова
7. Выписать и перевести упражнения
с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью.
8. Перевести
на английский слова и выражения , используя лексику текста.
Слайд 17Текстовый этап
1. Задания, предполагающие цитирование из текста.
2. Найти предложения, выражающие
главную мысль отдельных частей текста.
3. Найти предложения, подтверждающие или отрицающие
определенное мнение.
4. Продолжить предложение на английском языке.
5. Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте.
Слайд 18Текстовый этап
6. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии
с содержанием.
7. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.
8. Расположите
следующие предложения текста в логической последовательности.
9. Одним из важных этапов работы с текстом является обучение школьников умению самостоятельно задавать вопросы к тексту.
Слайд 19Текстовый этап
Составляющим этапом работы с текстом являются операции, связанные с
анализом его структуры и содержания: то есть, смысловая группировка текста,
выделение опорных пунктов, разделение текста на смысловые части и озаглавливание их, а также логическое и смысловое соотнесение предложений друг с другом, выделение главной мысли.
Слайд 20Текстовый этап
Результатом этой работы является составление плана. Но важно не
только учить ребят составлять план, но и раскрывать перед ними
его основную роль в качестве опоры для будущего пересказа текста и понимания его содержания. Это повышает мотивацию, делает работу более осознанной и целенаправленной. Поэтому план, с одной стороны, является свидетельством качества понимания текста учащимися, а с другой – средством и опорой для будущей работы с текстом.
Слайд 21Послетекстовый этап
Понимание текста – лишь часть задания, подготовка к следующему
этапу - к беседе по прочитанному. Упражнения для организации беседы
по прочитанному должны представлять серию заданий, направленных на постепенный переход от подготовленной речи к неподготовленной.
Слайд 22Послетекстовый этап
1. Расположить предложения в той последовательности, в которой они
даны в тексте.
2. Пересказать текст ,используя план и выписанные словосочетания.
3.
Выразить идею текста одним предложением.
4. Рассказать о своих впечатлениях о тексте, оценить его. Сказать, что понравилось, что нет и почему.
5. Составить синквейн.
6. Составить кластер.
Слайд 23Интерес представляют приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся
к высказыванию мыслей на английском языке.
Слайд 24Интерес представляют
игровые приемы;
приемы активизации речи в ролевой игре;
творческие конкурсы;
проблемные творческие
задания;
коммуникативные задания;
использование аутентичной песни;
мультимедийные презентации.
Слайд 25Примеры творческих заданий
1.Дополнить/расширить текст: Expanding the text (to add an
adjective in front of every noun / an adverb to
every verb etc.;to write some extra clauses or sentences that can be inserted into the text.
2.Сократить текст:Reducing the text (Get students to reduce the text to EXACTLY (100) words OR reduce the total number of sentences by (50%).
Слайд 26Примеры творческих заданий
3.Попытаться представить поведение героев в измененных обстоятельствах, например,
несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если
бы что-то не произошло: “What if” (Write about or discuss how the story would differ if the characters were something other than they are). Gender-bender (Rewrite a scene and change the gender of the characters to show how they might act differently
Слайд 27Примеры творческих заданий
4.Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся
можно пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация
о поведении, местоположении того или иного героя.
5.Викторина «Своя игра» или создание собственной викторины: A quiz game “Jeopardy!” or making your own test (students create their own test or essay questions about the text.
Слайд 28Примеры творческих заданий
6.Задать свои вопросы к персонажам: “Just the facts,
ma’am!” (Acting as a reporter, ask the students the basic
questions to facilitate a discussion: who, what, where, why, when, how?)
7.Описать возможные мысли/чувства героя:Dramatic monologue (Create a monologue for a character in a scene. What are they thinking/feeling at that moment? Why?)
8.Написать рекламную брошюру какого-либо места или заведения из текста.
Слайд 29Примеры творческих заданий
9.Написать краткую аннотацию к истории, которая могла бы
послужить вступлением.
10.Написать письмо автору: Dear author (After reading a book
the student(s) write the author).
11.Дать совет герою (героине).
12.Написать эпилог, версию того, что случилось с героями вскоре (или много лет спустя) после описанных событий: «P.S.»(After you read the story, write an epilogue in which you explain what happened to the character(s) next).
Слайд 30Примеры творческих заданий
13.Подобрать и озвучить видеоряд, соотносящийся с содержанием текста:
Interactive Story.
14.Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в
другом жанре (eg. as a detective story, as memoirs).
15.Написать текст в сжатом виде: Business card Book. (Write the story in the most compelling way you can on paper the size of a business card).
Слайд 31Разумное использование игровых технологий при работе с текстом на уроках
иностранного языка и сочетание их с другими технологиями и приёмами
способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.