Слайд 1Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы
Урок биологии
в 9 кл
Учитель биологии
МБОУСОШ №2
ЗАТО г.Большой Камень
Приморский край
Коврова Т.В.
Слайд 2Экологические факторы
1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность,
концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д.
2. Биотические (факторы живой
природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов
3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания
Слайд 3Абиотические факторы (неживой природы)
1.температура
2.свет
3.влажность
4.концентрация солей
5.давление
6.осадки
7.рельеф
8.движение воздушных масс
Слайд 4Температура
Различают животные организмы:
1. с постоянной температурой тела (теплокровные)
2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).
Слайд 7Свет
видимые лучи
инфракрасные
ультрафиолетовое излучение
(основной основной источник длина волны 0,3 мкм,
источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии,
на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах
длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д)
45 % от общего количества
лучистой энергии на Земле
(фотосинтез)
Слайд 8Растения по отношению к свету
1. светолюбивые – имеют мелкие листья,
сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх
оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.
Слайд 12Фотопериод – это продолжительность и интенсивность воздействие света на организмы
Слайд 13Животные, ведущие дневной образ жизни
Слайд 14Животные, ведущие ночной и сумеречный образ жизни
Слайд 15Группы растений по отношению к воде
1. водные растения
2. околоводные
растения (наземно-водные)
3. наземные растения
4. растения сухих и очень сухих мест
- обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху
5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела
Слайд 18Растения сухих и очень сухих мест
Слайд 19Группы животных по отношению к воде
1. влаголюбивые животные
2. промежуточная
группа
3. сухолюбивые животные
Слайд 23 Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света:
1. теплокровность
животных – поддержание организмом постоянной температуры
2. зимняя спячка – продолжительный
сон животных в зимнее время
3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни
4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры
5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности
6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.
Слайд 24Задание №1
Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной
температурой тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.
Слайд 25Задание №2
Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной
температурой тела).
Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь,
кошка, степная пустельга, белый медведь.
Слайд 26Задание №3
Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми,
тенелюбивыми и теневыносливыми.
Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой,
ковыль степной, папоротник орляк.
Слайд 27Задание №4
Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.
Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.
Слайд 28Задание №5
Выберите растения, относящиеся к разным группам по
отношению к воде.
Одуванчик лекарственный, лютик едкий,
росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка
Слайд 29Задание №6
Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению
к воде.
Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун,
бобр.