Слайд 1Дискуссия как метод преподавания биологии.
Выступление
на заседании
методического объединения учителей
биологии
Садылко Н.А., учитель биологии МОУ СОШ№6
г.Георгиевска
2008-2009 уч.год
«Почему я
спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы.»
Слайд 2Активные и интерактивные методы преподавания биологии:
пассивные
где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны
усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
ученик
Учитель ученик
ученик
активные
где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику
ученик
Учитель ученик
ученик
Слайд 3Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:
Закономерности
и принципы обучения, которые вытекают из них.
Цели и задачи обучения.
Учебные
возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива).
Внешние условия (географические, производственное окружение).
Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).
Слайд 4Интерактивные:
От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом
дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между
собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
ученик
Учитель ученик
ученик
Слайд 5Учебная дискуссия
«discussion» - исследование, разбор.
Это коллективное обсуждение конкретной
проблемы, предполагающее сопоставление различных позиций, идей, мнений, предложений.
Слайд 6
Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по
определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или
опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Слайд 7Эффективность дискуссии зависит от:
Актуальность выбранной проблемы (избранная проблема должна иметь
различные решения, относительно которых нет однозначных ответов)
Информированность, компетентность и научная
корректность участников дискуссии.
Владение учителем методикой дискуссионной процедуры.
Соблюдение правил и регламента.
Слайд 8Цели дискуссии:
Развитие критического мышления школьников;
Исследование, анализ той или иной проблемы;
Рассмотрение
различных подходов при аргументировании тех или иных суждений, обучение школьников
дискуссионной процедуре и формирование у них культуры полемики, обучение уважительного отношения к оппоненту;
Умения отвечать в эмоционально-напряженной обстановке;
Реализация творческого потенциала обучающихся.
Слайд 9Стадии дискуссии:
Стадия ориентации / предполагает адаптацию участников к самой проблеме,
друг другу, к общей атмосфере/
Стадия оценки /предполагает выступление участников дискуссии,
их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального количества идей, предложений, пресечение учителем личностных амбиций и отклонение от темы дискуссии, подведение мини итогов/
Стадия консолидации /анализ результатов дискуссии, согласование мнений и позиций, совместное формулирование решений и их принятии./
Слайд 10памятка участнику дискуссии:
Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.
Проверь, правильно
ли ты понимаешь суть проблемы.
Внимательно выслушай оппонента. Сначала найди противоречия
в его рассуждениях, потом излагай свои соображения. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами.