Слайд 1Формирование глобального мышления
на уроках естествознания и биологии
Слайд 2Правила, которые
необходимо усвоить:
Если происходящие процессы объективны, нет смысла с
ними бороться или препятствовать им, важнее их предвидеть и к
ним готовиться.
Педагогические законы также объективны, как и законы природы. Их нельзя нарушить, но можно проигнорировать.
Активное полузнание опасно. Активное полузнание без воспитания – опасно втройне, активное полузнание без воспитания, но при развитой креативности – катастрофично.
Активность человека в отличие от активности животных преимущественна, осознанна и целенаправленна.
Слайд 3Введение в проблему
Человечество всегда развивалось по определённым
законам:
1. Закон приобретения опыта молодыми поколениями от
старших поколений;
2. Закон необходимости передачи опыта старшими поколениями молодым поколениям.
Образование является сугубо человеческим способом активной социализации обучения, воспитания, развития и профессиональной подготовки в интересах государства, общества и самого человека.
Человечество неоднократно находилось на грани катастрофы, но способность начинать мыслить по-другому до сих пор спасало человечество от гибели. Наука пришла на помощь людям, развивалось научное знание, началось массовое обучение детей. Знание – сила. Человек, обладающий знанием, может всё. Потребительское отношение к природе, к людям, к жизни привело к возникновению технократического мышления. К началу 19 века возник сложный взаимосвязанный и взаимозависимый мир.
Слайд 4Кто или что поможет человечеству?
Смена мышления является определяющим фактором при
выходе человечества из сложных ситуаций в прошлом.
Человечество много раз
балансировало на грани «быть или не быть».
Произошли качественные изменения на уровне сознания и мышления.
Слайд 5
Современное понимание
качественного образования:
Системное знание и сформированное на его основе
мышление, умения и навыки.
Сформированные ключевые компетентности и универсальные учебные действия.
Ценностное
ориентированное сознание.
Системное знание позволяет видеть сложные взаимосвязи и взаимозависимости.
Компетентность – готовность и способность ребёнка к учебной деятельности, при которой не нарушается основы человеческого бытия, способность адекватно действовать в той ситуации, в которой он находится.
Слайд 6Концепция фундаментального ядра содержания общего образования
Фундаментальное ядро образования
– базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,
учебно-методических материалов и пособий.
Слайд 7Назначение фундаментального ядра содержания общего образования
Определение системы базовых национальных ценностей,
определяющих самосознание российского народа;
Определение системы основных понятий, включённых в область
знаний средней школы;
Определение системы ключевых задач, формирующих универсальные виды учебной деятельности.
Слайд 8Значение
курса естествознания и биологии в школе
Изучение курса естествознания
и биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и
коммуникативное развитие личности.
Слайд 9Цели изучения курса естествознания и
биологии в школе
Формирование научного мировоззрения;
Овладение
биологическими знаниями;
Овладение методами познания живой природы и умение использовать их
в практической деятельности;
Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих;
Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила ЗОЖ.
Слайд 10Стратегические задачи
курса естествознания и
биологии в школе
Формирование биологического мышления
(биологическое предназначение человека – сохранение и продолжение вида Homo sapiens
sapiens) ;
Формирование экологического мышления («Наш нравственный долг – сохранить на земле травы зелёными, а зверей – живыми» Игорь Акимушкин);
Развитое биологическое и экологическое мышление, понимание сложных взаимосвязей и зависимостей в живой и неживой природе – это уровень глобального мышления. («Всё в мире нитью связано нетленной, всё включено в один круговорот. Сорвёшь цветок, а где-то во Вселенной в тот миг звезда взорвётся и умрёт». Лев Куклин)
Слайд 11Характеристики развитого глобального мышления школьников:
Установка на гуманитарные ценности;
Прогнозирование последствий решений;
Открытость
по отношению к новому;
Гибкость мышления;
Умение видеть альтернативные пути решения;
Преодоление сложившихся
стереотипов;
Критичность мышления;
Рефлексивное осмысление своего опыта в контексте культурного опыта человечества.
Слайд 12На Земле ЧЕЛОВЕК – вершина эволюционного процесса.
Его предназначение –
сохранение и продолжение вида Homo sapiens sapiens
Человек – хоть будь
он трижды гением,
Остаётся мыслями растением.
С ним в родстве деревья и трава
Не стыдитесь этого родства!
Вам даны для вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения…
( С. Я. Маршак)