Слайд 1Фотосинтез
Разработала
учитель биологии
Назарбаев Интеллектуальной школы
г. Шымкент
Шаманова Оксана Руслановна
Слайд 2Цели урока:
Знать как происходит процесс фотосинтеза
Знать уравнение процесса фотосинтеза
Слайд 3Эмоциональный настрой учащихся
«Половинка часов»
Диас
Казына
Айдын
Асет
Мария
Арман
1 – улыбнуться
2 – сказать комплимент
3 –
спеть 2 строчки песни
4 – потанцевать
5 – задать вопрос
6 –
рассказать секрет
Слайд 4Проверка пройденного материала
Что такое катаболизм и анаболизм?
Приведите пример ассимиляции.
Является ли
фотосинтез пластическим обменом?
Выделяется ли энергия при диссимиляции?
Слайд 5Изучение нового материала
CO2
O2
H2 O
хлорофилл
Слайд 6Цели урока:
Знать как происходит процесс фотосинтеза
Знать уравнение процесса фотосинтеза
Слайд 9Деление на группы
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Учитель
включает музыку, в это время учащиеся ходят по кругу. Внутренний
по часовой стрелки, внешний против часовой стрелки. Когда останавливается музыка рядом стоящие ученики образуют группу.
Слайд 11Задание
Каждая группа получает раздаточный материал, в котором будет описан опыт,
доказывающий процесс фотосинтеза. В конце каждой группе необходимо ответить на
вопросы по данному тексту.
Слайд 12Голландский ученый ван Гельмонт сделал интересный опыт. Он взял высушенную
землю и наполнил ею кадку. Масса земли была 80 кг.
Ученый посадил в кадку ветку ивы массой 2кг. Растение поливали чистой дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через 5 лет деревце выросло большим, массой 60 кг. Масса земли составляла 79 кг. 943 г. Масса дерева увеличилась на 58 кг, а масса земли уменьшилась на 57 г.
Вопросы и задания
1. Объясните, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе.
2. Какую ошибку допустил ван Гельмонт при постановке опыта?
3. Уменьшение веса почвы ученый посчитал ошибкой эксперимента. Так ли это на самом деле?
Слайд 13В 1772 г. Пристли провел следующий опыт: под стеклянный колпак,
помещенный над водой, под которым потухла свеча или задохнулась мышь,
он поместил растение (мяту) и оставил его на некоторое время. Растение не только не погибло, но даже продолжало развиваться, и когда по прошествии нескольких дней под колпак была помещена мышь или горящая свеча, то оказалось, что воздух действительно изменился, получил вновь способность поддерживать горение и дыхание. Вот как сам Пристли описывает свои опыты:
«Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделив его на две части, я ввел одну часть в сосуд, погруженный в воду, в другую же часть его, также заключенную в сосуд с водой, я ввел ветку мяты. Это было сделано в начале августа 1771 г. Через 8–9 дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой порции его. В течение 7 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях и, кроме того, образовал несколько новых».
Вопрос: Какой газ выделяло растение в опытах Пристли?
Слайд 14Проделайте опыт: поместите предварительно обесцвеченный в спирте лист герани окаймленной
в раствор йода. Обратите внимание на распределение синей окраски на
листе. Рассмотрите зеленые листья герани.
Вопросы:
Какое вещество вы выявили йодной пробой?
Сравните неокрашенные места обесцвеченного листа и окраску свежих листьев герани. В каких местах не было синего окрашивания?
Сделайте вывод: присутствие какого вещества необходимо для образования органического соединения в листе?
Слайд 15Оценивание
Взаимооценивание «2 звезды и 1 пожелание»
За то, что было выполнено
не совсем правильно
За то, что было хорошо выполнено
Слайд 17Условия фотосинтеза
СВЕТ
ХЛОРОФИЛЛ
ВОДА
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
Слайд 18Критерии успеха
Учащийся достиг цели, если
1. Описывает условия, необходимые для фотосинтеза
2.
Исследует различные условия, необходимые для фотосинтеза
3. Анализирует результаты экспериментов, делает
выводы и приводит примеры условий, необходимых для фотосинтеза
Слайд 19Исследование:
« Образование хлорофилла в листьях растений на свету»
ЦЕЛЬ:
выявить
влияние света на образование хлорофилла в листьях растений
Слайд 21Поставили растение на несколько суток в теплое, темное место
Слайд 22Контрольное растение оставили на свету
Слайд 23Через несколько дней пронаблюдали образование молодых листьев
На свету, у контрольного
растения
В темноте
Слайд 24Исследование:
« Значение воды для образования хлорофилла в листьях
растений »
ЦЕЛЬ:
выявить значение воды для образования хлорофилла в листьях растений
Слайд 25Опыт: Влияние воды на образование и распад молекул хлорофилла
Регулярный полив
Без
полива
Слайд 26Результаты опыта
Регулярный полив
Без полива
Слайд 27Опыт с использованием оборудования SPARK
Слайд 28Вывод
- без света образование хлорофилла в листьях растений невозможно, недостаток
света приводит к распаду молекул хлорофилла;
- сильное обезвоживание растительных тканей
не только нарушает синтез хлорофилла, но и вызывает распад уже имеющихся молекул;
- свет и вода являются одним из главных условий фотосинтеза.
Слайд 30Задание
Ученикам с высокой мотивацией
Слайд 35Домашнее задание
Написать эссе (150 слов) «Значение фотосинтеза в природе»
Слайд 36Использованная литература
http://www.ebio.ru/org07.html
http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18733.pdf
http://www.biorepet-ufa.ru/biology/fotosintez.html
Высоцкая Л.В. и др. Общая биология. – 3-е изд.
– М.: Просвещение, 2001.