Слайд 1Многообразие голосеменных растений
Разработка учителя биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 36» г. Саранска Буянкиной Н.М.
Слайд 2Цели урока:
1. Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе
и жизни человека.
2. Развитие у учащихся умений работать с дополнительной
литературой по предмету.
3. Воспитание у учащихся бережного отношения к живой природе
Слайд 3Систематика голосеменных растений
Слайд 4Саговниковые (Cycadopsida)
Саговниковые включают 20 тропических видов. Человек употреблял их в
пищу, использовал для различных поделок, а также ритуальных и декоративных
работ.
Слайд 5Гнетовые (Gnetopsida)
Вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis) похожа на конусовидный пенёк. Из
его верхней седловидной части отходят два кожистых листа. Растут они
в течение всей жизни – многие сотни лет.
Слайд 6Гинкговые (Ginkgoopsida)
Представлен одним видом – гинкго двулопастным (Ginkgo biloda). Дерево
достигает 30 м в высоту и 3 м в диаметре.
Относится к числу листопадных голосеменных.
Слайд 7Рекордсмены среди голосеменных
Секвойя, или мамонтово дерево родом из лесов Калифорнии.
Высота деревьев достигает 135 м, по толщине 12 м, а
возраст – 4 000 лет.
Слайд 9Хвойные (Pinopsida)
Род сосна (Pinus) включает 100 видов. Древесина используется в
строительстве, при перегонке даёт скипидар, сосновый дёготь, смолу, канифоль. В
хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов.
Слайд 10Сосна сибирская (Pinus sibirica)
Дерево достигает в высоту 35 м и
1,5 м в диаметре. Кора буровато – серая, шишки крупные
– 8 -13 см в длину и 5 -8 см в ширину, семена тёмно – бурые гранённые орешки до 1 см в диаметре. Кедровые орешки содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы.
Слайд 11Ель сибирская (Picea obovata)
Ель распространена от Скандинавии до побережья Охотского
моря. Главная ценность ели - её древесина – лёгкая, мягкая,
смолистая, служит основным сырьём для производства бумаги, при изготовлении мебели и музыкальных инструментов.
Слайд 12Пихта сибирская (Abies sibirica)
Холодостойка и теневынослива, чувствительна к задымлённости
и загазованности воздуха.
Из ветвей с хвоей получают эфирное
масло, используемое для производства камфары, широко применяется в парфюмерии.
Слайд 13Лиственница (Larix sibirica)
Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлинённых
побегах и пучками на укороченных. Отдельные лиственницы достигают 900 лет,
но чаще живут не более 300 лет.
Слайд 14Кипарис (Cupressus sempervirens)
Кипарис – житель южных стран, не терпящий морозов.
Семейство кипарисовых включает 19 родов и более 130 видов, к
которым принадлежат не только кипарисы но также туя и можжевельник.
Слайд 15Можжевельник (Juniperus communis)
Можжевельник – имеет тонкий ствол, конусообразную, вечнозелёную крону.
У можжевельника хвоинки расположены редко, но по три в пучке.
На концах ветвей расположены видоизменённые шишки. Их используют в кулинарии и в медицине.
Слайд 16Викторина
Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления
музыкальных инструментов?
Слайд 17Викторина
Из какого хвойного дерева получают масло и используемое как дезинфицирующее,
косметическое и лечебное средство ?
Слайд 18Викторина
Назовите имя художника, создавшего эту картину.
Слайд 19Биологическая задача
Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса количество деревьев
в нём уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян
на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остаётся примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологическая закономерность?
Слайд 20Биологическая задача
У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а
у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.
Слайд 21Биологическая задача
В берёзовом и осиновом лесу между деревьями были посажены
молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный
еловый лес. Объясните это явление.
Слайд 22Пословицы:
Что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка –
то избушка.
Эти толки не с ёлки.
Что не толкуй, а
сосновый лес елового краше.
Сосна кормит, липа одевает.
Слайд 24Итоги урока:
1. Проверка выполнения задания: заполнение таблицы.
2. Сегодня на уроке
мы изучили многообразие голосеменных растений. Выявили их характерные особенности строения,
значение в природе и жизни человека.