Слайд 3Анализаторы. Органы чувств.
Цели и задачи урока:
раскрыть значение системы анализаторов в
жизни человека;
знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
понимать значение
совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации;
понимать природу иллюзий.
Слайд 4Анализаторы. Органы чувств.
Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем
благодаря сенсорным системам.
Сколько их у человека?
Как они называются?
Слайд 5Анализаторы. Органы чувств.
Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место
в пространстве, следить за перемещениями.
До 90% информации мы получаем
через зрительный сенсорный канал.
Слайд 6Анализаторы. Органы чувств.
Зрительный анализатор:
рецепторы сетчатки,
зрительный нерв,
зрительная зона коры.
В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений,
во вторичных зонах –
формирование образов.
Слайд 7Анализаторы. Органы чувств.
Зрительный анализатор состоит из трех частей:
рецепторы сетчатки глаза,
зрительный
нерв,
зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
Слайд 8Анализаторы. Органы чувств.
С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном
расстоянии.
Для человека с этим анализатором связана членораздельная речь.
Слайд 9Анализаторы. Органы чувств.
Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха
достигают слуховых рецепторов.
Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в
слуховую зону коры в височной доле головного мозга.
Там звуки опознаются, анализируются , оцениваются.
Слайд 10Анализаторы. Органы чувств.
Анализатор:
рецептор,
нервный путь,
зона коры головного мозга.
Слайд 11Анализаторы. Органы чувств.
Как называется анализатор?
Где находятся его составные части?
Какие вещества
способны вызывать у нас ощущение запаха?
Слайд 12Анализаторы. Органы чувств.
Обонятельный анализатор:
рецепторы полости носа;
обонятельный нерв;
обонятельная зона коры височной
доли головного мозга.
Слайд 14Анализаторы. Органы чувств.
Вкусовой анализатор:
рецепторы
на языке;
вкусовой нерв;
вкусовая зона коры височной доли
головного мозга.
Слайд 15Анализаторы. Органы чувств.
Где находятся части осязательного анализатора?
Какую информацию мы можем
получить с их помощью?
Как Вы думаете, различные ощущения вызывают
раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?
Слайд 16Анализаторы. Органы чувств.
Осязательный анализатор:
рецепторы кожи;
осязательный нерв;
осязательная зона коры теменной доли головного
мозга.
Слайд 17Анализаторы. Органы чувств.
Что Вы видите на слайде?
Перед Вами – иллюзия
или ложное восприятие.
Какими бывают иллюзии?
Как организм получает достоверное представление
об окружающей действительности?
Чем иллюзия отличается от галлюцинации?
(стр.243) в учебнике,
работы № 186,187 в рабочей тетради
Слайд 20Анализаторы. Органы чувств.
Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной
находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не
повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами.
Во время операции больной «слышал» речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся?
Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?
Слайд 21Анализаторы. Органы чувств.
Выводы:
раскрыли различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
выяснили
значение системы анализаторов в жизни человека;
узнали о важном значении совместного
действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации.
Слайд 22Использованные источники:
«Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.
Беляев – М.: Дрофа, 2003. - 336 с.
«Виртуальная школа Кирилла
и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье» ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
Биология. Анатомия и физиология человека. Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное учебное пособие нового образца. 2003г.