Слайд 1Презентация к уроку по учебному предмету «Биология»
в 5классе на
тему «Вода»
учитель биологии БОУ «СОШ№129» города Омска
Кокотко Людмила Ивановна
Слайд 2
Вода
Вода –одно из начал существования всего живого на земле.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое»
Антуан де Сент - Экзюпери
Слайд 3
Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не
выбежит.
Слайд 5
-Кругом вода, а с питьем беда.
Слайд 7
-Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить
нельзя.
Слайд 9
- Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее
на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто-то всюду
разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном.
Отразился карагач
И на нем сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком стал он.
И его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие-то дела!
Это что за зеркала?
Слайд 11
пословицы о воде
Вода камень точит.
Не зная броду, не
лезь в воду.
Нужно наклониться , чтобы из ручья напиться.
Больше снега
на полях- больше хлеба в закромах.
Не плюй в колодец - пригодиться воды напиться.
Чистая вода для хвори беда.
На бедного везде каплет.
Как с гуся вода.
Слайд 12
Известно, что…
71% поверхности Земли – вода. В атмосфере
нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в
облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). В совокупности жидкая водная оболочка Земли называется гидросферой, а твёрдая криосферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, зарождение жизни на Земле произошло в водной среде.
Живое человеческое тело содержит от 55 % до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. Для нормального функционирования организма человеку нужно усвоить около 3 литров воды за день в зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д.
Слайд 13Интересные факты
В среднем в организме растений и животных содержится более
50 % воды.
В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз
больше, чем количество воды в Мировом океане .
При средней глубине в 3,6 км Мировой океан покрывает около 71 % поверхности планеты и содержит 97,6 % известных мировых запасов свободной воды.
Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км [.
Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой .
Морская вода при обычной её солёности 35 ‰ замерзает при температуре −1,91 °C
Иногда вода замерзает при положительной температуре.
При определённых условиях (внутри нанотрубок) молекулы воды образуют новое состояние, при котором они сохраняют способность течь даже при температурах, близких к абсолютному нулю.
Вода отражает 5 % солнечных лучей, в то время как снег — около 85 %. Под лёд океана проникает только 2 % солнечного света.
Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
С помощью капель воды из кранов можно создать напряжение до 10 киловольт, опыт называется «Капельница Кельвина».
Существует следующая поговорка с использованием формулы воды — H2O: «Сапоги мои того — пропускают H2O». Вместо сапог в поговорке может участвовать и другая дырявая обувь.
Вода — это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твёрдую (кроме воды, таким свойством обладают висмут, галлий, свинец и некоторые соединения и смеси).
Вода может гореть, если ее поместить в атмосферу с фтором, иногда даже со взрывом. При этом выделяется кислород.
Слайд 14Состояния воды
Жидкая;
Твёрдая (лёд);
Газообразная (туман, пар).
Слайд 15текучесть;
при охлаждении вода сжимается, её объём уменьшается;
при нагревании расширяется;
не уменьшает
своего объёма при переходе из жидкого состояния в твёрдое;
вода хороший
растворитель;
Медленно нагревается и медленно остывает
Свойства воды
Слайд 16Работа воды в природе -
положительная
Земледелие
Выращивание
достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных
расходов воды , доходящих до 90 % в некоторых странах
Питьё и приготовление пищи
Живое человеческое тело содержит от 55 % до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. Для нормального функционирования организма человеку нужно усвоить около 3 литров воды за день в зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д.
Растворитель
Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.
Теплоноситель. Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей, а теплота кристаллизации уступает лишь аммиаку. В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях, для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в качестве льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.
Замедлитель
Во многих ядерных реакторах вода используется не только в качестве теплоносителя, но и замедлителя нейтронов для эффективного протекания цепной ядерной реакции. Также существуют тяжёловодные реакторы, в которых в качестве замедлителя используется тяжёлая вода.
Пожаротушение
В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены.
Спорт
Многие виды спорта проходят на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже в воде. Это подводное плавание, хоккей, лодочные виды спорта, биатлон и пр.
Инструмент
Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов.
Слайд 17 Вода выполняет терморегуляторную функцию, ---испаряясь с поверхности
кожи человека и животных организмов и через устьица растений –
-она их
охлаждает.
Слайд 18 БЕЗ ВОДЫ НЕ МОГУТ РАСТИ РАСТЕНИЯ,ОСОБЕННО НА ЗАСУШЛИВЫХ
ПОЧВАХ.
НЕ МОГУТ НАЛИВАТЬСЯ ПЛОДЫ.
Слайд 19
ЗИМОЙ ПОДО ЛЬДОМ ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ НА УРОВНЕ +4 ГРАДУСА
И ПОТОМУ В ВОДОЁМАХ СОХРАНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ
И РАСТЕНИЯ, УКРЫТЫЕ СНЕГОВОЙ ШУБОЙ,НЕ
ВЫМЕРЗАЮТ.
Слайд 20Исключительна роль воды в жизни человеческого общества---
в быту ,
речные потоки стали источником дешевой электроэнергии,
водоёмы превратились в транспортные пути
и конечно же - вода источник здоровья, радости и хорошего настроения..
Слайд 21Работа воды в природе
- Отрицательная:
Ручейки талой воды становятся грозными
потоками и приносят большие разрушения (они смывают и уносят с
собой верхние слои плодородной почвы.
Просачиваясь в землю, вода размывает и растворяет различные породы, образуя под землёй пустоты – пещеры.
Наводнения (сносят мосты, разрушают берега и постройки, уничтожают посевы, уносят человеческие жизни)
Слайд 22ВОДА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
—СПОСОБСТВУЕТ ОБРАЗОВАНИЮ ОВРАГОВ,
ПРОСАЧИВАЯСЬ В ЗЕМЛЮ,ОНА РАЗМЫВАЕТ
И РАСТВОРЯЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОРОДЫ И ОБРАЗУЕТ ПУСТОТЫ-ПЕЩЕРЫ,
А ФИЛЬТРУЯСЬ
ЧЕРЕЗ ПОЧВУ-ВОДА ОЧИЩАЕТСЯ И ОБРАЗУЕТ ИСТОНИКИ С ЦЕЛЕБНЫМИ СВОЙСТВАМИ.
Слайд 24Влияние человека на воду, как на природное богатство
в ходе хозяйственной
деятельности человек портит огромное количество чистой воды;
в год промышленные стоки
загрязняют 12% мирового речного стока;
в загрязнённой сбросами речной воде исчезают рыбы;
От загнившей воды отравляется воздух, который становится источником тяжёлых заболеваний человека и животных.
Слайд 25Человек, запомни навсегда:
символ жизни на земле-вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
Слайд 26Пояснительная записка
Данная презентация по теме «Вода» подготовлена к урокам природоведения
по учебнику В. М. Пакулова, Н.В.Иванова. «ПРИРОДА» живая и неживая
.5 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва.Издательский центр «Дрофа» 2010г,для учащихся 5 классов. У пятиклассников происходит сложная перестройка умственной активности. Постоянное общение с природой и её богатствами , естественный интерес к ней , наличие разнообразной информации вызывает у ребят потребность понять и объяснить многие явления природы , учитель должен сформировать чувство ответственности за сохранение природных богатств. Большую помощь в этом оказывают учебные презентации . Данная презентация ,яркие краски, рисунки, анимации позволяют учителю активно вовлекать учеников в образовательный процесс. Использовать презентацию можно при изучении новой темы , а также при закреплении материала на уроках обобщения и повторения, а также, данную презентацию можно использовать на уроках географии в 6 классах при изучении темы «Полезные ископаемые.»
Учитель биологии
БОУ «СОШ №129»
г.Омск , Омская область. Л.И.Кокотко.