Слайд 1Урок - конференция
«Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение
жизни на Земле».
Слайд 2План урока:
Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни
на Земле. Презентация проектов учащихся по теме: «Биологические циклы элементов»
(вода, углерод, азот, фосфор).
Ролевая игра «За и против. Природа и человечество»
Слайд 31. Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни
на Земле.
«Ни один живой организм в свободном состоянии на земле
не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, круговоротом веществ, питанием, дыханием-с окружающей их материально-энергетической средой. Вне его в природных условиях они существовать не могут».
В.И.Вернадский.
Слайд 4Цель:
Исследовать роль живых организмов в круговороте веществ
Показать как человек
своей деятельностью влияет на окружающую среду
Слайд 5Биологические циклы элементов
(вода, углерод, азот, фосфор)
H2O
вода
Слайд 6Антуан де Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя
сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь...»
Слайд 81360 млн. км3 - мировые запасы воды
Из них 9000 км3
может быть использовано человеком. Этого запаса достаточно, чтобы обеспечить нужды
20 млрд. человек (сейчас на планете ~ 7 млрд. человек).
Слайд 12Круговорот углерода
Каменный уголь
Бурый уголь
Слайд 13Круговорот углерода
Нефть
Добыча нефти
Слайд 14Круговорот углерода
Ракушечник
Ракушечник на Азове
Слайд 15Круговорот углерода
СаСО3 + 2НСl
CO2+Ca(OH)2
СаСl2+Н2О+ CO2↑
СаCО3↓+H2O
Слайд 17Классификации азотных удобрений
Минеральные
удобрения
Азотные удобрения
Органические
(навоз,
гуано)
Зелёные
(люпин,
сераделла)
Нитратные
(содержит
NO3 селитры)
Аммонийные
(содержат
NH4+-соли аммония
Аммиачные
(жидкий
аммиак,
аммиачная вода)
Слайд 18Польза или вред от внесения удобрений?
Слайд 20Круговорот фосфора
Я.В. Самойлов: « Фосфор наших фосфоритовых месторождений - биохимического
происхождения. Из апатита-минерала, в котором первоначально заключен весь фосфор литосферы,
элемент этот переходит в тело растений, из растений в тело животных, которые являются истинными концентраторами фосфора. Пройдя через ряд тел животных, фосфор, наконец, выпадает го биохимического цикла и вновь возвращается в минеральный. При определенных физико-географических условиях в море происходит массовая гибель животных организмов и скопление их тел на морском дне, а скопления эти приводят к образованию фосфоритовых месторождений в осадочных отложениях. Наши фосфориты -биолиты, и если бы можно было шаг за шагом повернуть весь ход испытанных нашими фосфоритами перемещений в обратную сторону, то образцы, заполняющие наши музеи, зашевелились бы...»
Слайд 22Круговорот фосфора
Фосфорит
Кристалл апатита
Слайд 232. Ролевая игра «За и против. Природа и человечество»
Слайд 59Уборка территории нашей школы
учащиеся 10 Б класса
Слайд 60Уборка территории нашей школы
учащиеся 10 Б класса
Слайд 6216 призывов – экологических заповедей человека к самому себе, чтобы
вечно жила природа и человечество
Я сделаю всё, чтобы воздух не
был загрязнен
Я сделаю всё, чтобы вода была чистой
Я сделаю всё, чтобы защитить ландшафт и землю
Я сделаю всё, чтобы ограничить потребление энергии и тепла
Я сделаю всё, чтобы защитить животных
Я сделаю всё, чтобы сохранить разнообразие растительного мира
Я сделаю всё, чтобы выращивались и продавались только биологически чистые продукты
Я никогда не оставлю после себя мусора и сделаю всё, чтобы уменьшить количество отходов
Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум
Я сделаю всё, чтобы быть сознательным потребителем
Я сделаю всё, чтобы следовать этим заповедям каждый день
Я буду на любом участке деятельности изучать основы экологической науки и применять их в жизни
Я всегда буду оберегать лес
Я буду содействовать расширению и сохранению оставшихся особо охраняемых территорий
Я буду лично активно участвовать в работе охраны природы
Я – часть природы
Слайд 63«Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нём,
нам нужно сотрудничать. А плот намокает и может пойти ко
дну. Этого нельзя допустить»
Тур Хейердал
Слайд 64Итог урока:
Что вы сегодня повторили на уроке?
Что нового вы
сегодня узнали на уроке?
Слайд 65Домашнее задание:
1. Подготовить рефераты на тему «Круговорот веществ в
природе». (кислород, сера, ртуть, радиоактивные вещества, Н2О и т.д.).
Слайд 66Список литературы:
1. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегин «Основы общей экологии» -
М.: «МДС»,
1998.-стр.50-51.
2. С.В. Алексеев «Экология», 9 класс
3. Н. Грин,
У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» I том, стр. 312-316. II том, стр. 105-106
4. И.С Кауричев «Почвоведение», 1989
5. СБ. Шустов, П.В. Шустова «Химические основы экологии»: учеб. Пособие для учащихся школ. М.: Просвещение, 1995
6. В.А. Крицман «Книга для чтения по неорганической химии».- М.: Просвещение, 1992. стр.41,53
7. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова «Популярный экологический словарь». - М. Устойчивый мир, 1999.- стр. 138-141.
8. Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин «Глобальная экология»: учеб. Для 10-11 кл. профил. школ-М.: Просвещение, 1998.- стр. 104-106
Слайд 67Контактная информация
Власова Татьяна
Станиславовна,
учитель биологии и экологии,
Саратовская область
г.Энгельс
МБОУ СОШ № 33
Ул.Тельмана, д.2
Тел.:54-12-81, 54-16-85.