Слайд 1Зоология – наука о животных
7 класс.
1 урок
Prezentacii.com
Слайд 2Зоология – наука о животных
В предшествующем курсе биологии вы познакомились с
представителями трех царств: Бактерии, Грибы, Растения. Теперь вы приступаете к
изучению нового царства живых организмов – Животные.
Слайд 3Зоология – наука о животных
Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия,
строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и
исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение").
Слайд 4Зоология – наука о животных
Современная зоология – система наук о животных. Среди
них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,
цитология – их клеточное строение
Слайд 5Зоология – наука о животных
Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов
и целых организмов.
Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов,
систематика – классификацию
животных
Слайд 6Зоология – наука о животных
Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения
животных между собой, а также с другими организмами и со
средой обитания.
Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.
Слайд 7Зоология – наука о животных
В школьный курс зоологии включены основы и
других наук:
генетики, объясняющей закономерности наследственности,
зоогеографии – распространение животных,
этологии
– их поведение
Слайд 8Зоология – наука о животных
Зоология изучает различные группы животных, в том
числе насекомых,
рыб,
птиц,
млекопитающих;
особый мир животных представляют простейшие.
Слайд 11Сходство и различия животных и растений
Для животных, как и для
большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: 1) клеточное строение,
2) способность к питанию,
3) дыханию,
3)выделению,
4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,
5)размножение, рост, развитие.
Слайд 12Сходство и различия животных и растений
6) Животные способны воспринимать раздражения
и реагировать на них.
7) Они могут активно передвигаться. Большинство
из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.
8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
Слайд 13Животные отличаются от растений
По следующим признакам.
Клетки животных не имеют
твердой целлюлозной оболочки.
В отличие от растений животные питаются готовыми
органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.
Слайд 14Многообразие животных
В настоящее время на Земле существует около 2 млн
видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в
морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.
Слайд 15Многообразие животных
Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел
и др.) – более 1 млн видов.
Известно около 130 тыс.
видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.
Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.
Слайд 16Многообразие животных
Современных птиц (см. также § 49) насчитывают по сравнению с
другими группами немного – 8600 видов, еще меньше млекопитающих (см. также
§ 51) – около 4000 видов.
Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.
Слайд 17Многообразие животных
Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря
плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые,
птицы, летучие мыши для полета используют крылья.
Слайд 18Многообразие животных
Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные
наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и
имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т (рис. 3).
Слайд 20Значение животных. Дикие и домашние животные
Животные разнообразны не только по
внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли,
которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений (рис. 4). Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.
Слайд 21Значение животных. Дикие и домашние животные
Многие животные распространяют плоды и
семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У
птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния
Слайд 23отрицательная роль животных в природных сообществах
Многие из них приносят вред
растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого
шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.
Слайд 24отрицательная роль животных в природных сообществах
Стаи азиатской перелетной саранчи (рис.
5) полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других
растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека
Слайд 26промысловые животные
Значительную часть белковой пищи человек получает за счет
вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты
на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.
Слайд 27Роль животных
Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв,
среди которых много вредителей культурных растений.
Исключительно важное значение для людей
имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу
Слайд 28Роль животных
Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была
одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400
пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке (рис. 6).
Слайд 30Памятники собаке
Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару,
спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.
На Аляске
поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.
Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.
Слайд 31
В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он
был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича
Павлова. На постаменте написаны его слова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства".
Слайд 32Роль животных
Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей.
От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах
этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.
Слайд 33Животноводство
Животноводство, включающее содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней,
овец, коз, кур, уток, стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От
его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами.
Слайд 34Животноводство
Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно
одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах.
Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.
Слайд 35Животноводство
Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет
разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят декоративных
аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
Слайд 36Вывод
Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое
значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография,
этология.
Слайд 37Вопросы.
1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие
в ее состав.
2. Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных
к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.
Слайд 38Вопросы.
3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и
особенностях внешнего строения животных.
4. Какие признаки характерны для животных?
В чем их отличие от растений?
5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и известные вам способы борьбы с ними.