Слайд 1Урок биологии в 8 классе.
Тема: Среда обитания и внешнее
строение
млекопитающих.
Учитель биологии: Жигачева О.И.
Первая квалификационная категория.
Слайд 2
Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих
Цель урока: дать
общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения
в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.
Слайд 3
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют
зверями?
Утконос
Лошадь
Дикобраз
Дельфины
Летучая
мышь
Броненосец
Слайд 4
Млекопитающие различаются и по своим размерам.
Самый маленький зверёк землеройка-малютка –
имеет тело массой 2грамма:
Самое крупное животное из всех когда-либо живших
на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!
Слайд 5Образ жизни и поведение зверей.
У утконоса детёныш вылупляется из яиц:
\\
Детёныш
кенгуру рождается недоразвитым:
Новорожденные жеребята могут следовать за матерью:
Появившиеся на свет
котята совершенно беспомощны:
Слайд 6
Образ жизни и поведение зверей:
Многие звери бодрствуют весь
год:
А некоторые почти полгода проводят в спячке:
Слайд 7Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:
1. Вспомните, какие среды
жизни имеются на Земле. Напишите их названия.
2. Распределите следующих животных
по средам обитания:
бурый медведь, сайгак, , крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.
Слайд 8
Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:
Наземно-воздушную
Воздушную
Почвенную
Водную
Наземно-водную
Слайд 9
Экологические группы млекопитающих:
Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела
или перепонки на лапах:
Слайд 10
Экологические группы млекопитающих:
У живущих на открытой местности копытных высокие
стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:
Слайд 11
Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали
господствующее положение в животном мире.
Слайд 12
Задание: Изучите особенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника
(§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:
Какие отделы выделяют
в теле млекопитающих животных?
Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих?
В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих?
Чем покрыто тело млекопитающих?
Слайд 14
Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:
Слайд 16О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек
на их теле:
Слайд 17К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:
Рога:
Копыта:
3. Когти:
4. Ногти:
Слайд 19
Когда собаке жарко, она высовывает язык
Слайд 20
Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:
Слайд 21
На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на
боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко
– полноценная пища для детёнышей:
Слайд 22
Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у
млекопитающих.
Слайд 23
Закрепление изученного:
В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что
неверно в этой фразе с точки зрения биологии?
Какие органы есть
на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц?
Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось?
Зачем слону большие уши?
Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода?
У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?
Слайд 24
Домашнее задание:
Выучить § 63
Повторите общий план строения нервной системы позвоночных
животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.
Повторить определения: рефлекс, инстинкт.