Разделы презентаций


ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДАПТАЦИЙ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Содержание

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДАПТАЦИЙ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МОУ «МИРНЕНСКАЯ

СОШ» УЙСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КРУПИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДАПТАЦИЙ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕРВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МОУ «МИРНЕНСКАЯ СОШ» УЙСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КРУПИНА ТАТЬЯНА

Слайд 2СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Слайд 3Сущность приспособленности живых организмов к среде обитания
Приспособленность
«Дерево предсказаний»:
Тема –

это «ствол» дерева.
Прогноз – это «листочки».
Аргументы (обоснования прогнозов) – это

«веточки дерева».
Сущность приспособленности живых организмов к среде обитания Приспособленность«Дерево предсказаний»:Тема – это «ствол» дерева.Прогноз – это «листочки».Аргументы (обоснования

Слайд 4Перепутанные логические цепочки
Адаптация- соответствие только физиологических функций организма условиям

их обитания.
Адаптация- совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного

вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.
Адаптация – это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
Перепутанные логические цепочки Адаптация- соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания.Адаптация- совокупность тех особенностей поведения, которые

Слайд 5Как образуются приспособления?
К.Линней: виды созданы Богом и уже приспособлены к

среде обитания.
Ж.Б.Ламарк: формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию.
Ч.Дарвин:

объяснил происхождение приспособленности в органическом мире с помощью естественного отбора.
Попытайтесь объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
Как образуются приспособления?К.Линней: виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк: формирование приспособленности стремлением организмов

Слайд 6Классификация адаптаций

Классификация адаптаций

Слайд 7Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении,

процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером

приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации – это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных.
Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных

Слайд 8Классификация адаптаций

Классификация адаптаций

Слайд 9Форма тела
Обтекаемая форма тела позволяет дельфину развивать в воде v=40

км/ч
Сокол – сапсан в погоне за добычей развивает v= 290

км/ч

Скорость пингвина в толще воды 35 км/ч

Форма телаОбтекаемая форма тела позволяет дельфину развивать в воде v=40 км/чСокол – сапсан в погоне за добычей

Слайд 10Покровительственная окраска (маскировка)
У открыто гнездящихся птиц самка, сидящая на гнезде

почти неотличима от окружающего фона. Соответствует фону и пигментированная скорлупа

яиц. Интересно, что у птиц, гнездящихся в дупле, на деревьях, самки нередко имеют яркую окраску, а скорлупа светлая.

Перепел и его яйца

Горихвостка, яйцо кукушки в гнезде горихвостки

Покровительственная окраска (маскировка)У открыто гнездящихся птиц самка, сидящая на гнезде почти неотличима от окружающего фона. Соответствует фону

Слайд 11Покровительственная окраска (маскировка)
Удивительное сходство с веточками наблюдается у палочников.
Гусеницы

некоторых бабочек напоминают сучки, а тело некоторых бабочек – лист.


Эффект покровительственной окраски повышается при ее сочетании с соответствующим поведением: в момент опасности многие животные замирают, принимая позу покоя.

Покровительственная окраска (маскировка)Удивительное сходство с веточками наблюдается у палочников. Гусеницы некоторых бабочек напоминают сучки, а тело некоторых

Слайд 12Предупреждающая окраска
Очень яркая окраска (обычно белая, желтая, красная, черная) характерна

для хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм. Несколько раз попытавшись отведать

клопа-«солдатика», божью коровку, осу птицы в конце концов отказываются от нападения на жертву с яркой окраской.

Песчаная эфа

Клоп - солдатик

Божья коровка

Предупреждающая окраскаОчень яркая окраска (обычно белая, желтая, красная, черная) характерна для хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм. Несколько

Слайд 13Мимикрия
Бабочка вице-король повторяет форму и окраску крыльев ядовитой бабочки-монарха.
Муха

копирует облик и поведение пчелы
Это сходство беззащитного или съедобного вида

с хорошо защищённым и обладающим предостерегающей окраской
МимикрияБабочка вице-король повторяет форму и окраску крыльев ядовитой бабочки-монарха. Муха копирует облик и поведение пчелыЭто сходство беззащитного

Слайд 14Мимикрия
Молочная змея успешно имитирует окраску кораллового аспида
Как правило, численность копируемых

особей во много раз выше, чем копирующих.

МимикрияМолочная змея успешно имитирует окраску кораллового аспидаКак правило, численность копируемых особей во много раз выше, чем копирующих.

Слайд 15Защита от поедания у растений
Обжигающие волоски крапивы
Колючки у барбариса

Защита от поедания у растенийОбжигающие волоски крапивыКолючки у барбариса

Слайд 16Защита от поедания у животных
Панцирь у черепахи и броненосца
Иглы у

дикобраза и ежа

Защита от поедания у животныхПанцирь у черепахи и броненосцаИглы у дикобраза и ежа

Слайд 17Поведенческие адаптации

Характерная черта поведения опоссума - способность притворяться мертвыми при

опасности, в этой "игре" опоссум просто неподражаем.
изменения поведения в

тех или иных условиях

Лягушка лапатоног. Земноводное пустыни, живущее большую часть жизни в норах, выходит ночью на охоту, когда спадёт жара.

Поведенческие адаптацииХарактерная черта поведения опоссума - способность притворяться мертвыми при опасности, в этой

Слайд 18Поведенческие адаптации
Речной бобр запасает до 20 куб.м. корма
Самец колюшки строит

гнездо с 2 выходами – забота о безопасности потомства

Поведенческие адаптацииРечной бобр запасает до 20 куб.м. кормаСамец колюшки строит гнездо с 2 выходами – забота о

Слайд 19Физиологические адаптации
совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к

изменению окружающих условий
Накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого

сезона. Верблюд может обходиться без воды, теряя при этом до 40 % веса тела.

Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила, и кажется, будто хищник плачет.

Физиологические адаптациисовокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий Накопление жира пустынными животными

Слайд 20Физиологические адаптации
Летучие мыши используют эхолокацию для ориентации в пространстве и

определения местоположения объектов вокруг, при помощи высокочастотных звуковых сигналов.
Анабиоз

- состояние живого организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.
Физиологические адаптацииЛетучие мыши используют эхолокацию для ориентации в пространстве и определения местоположения объектов вокруг, при помощи высокочастотных

Слайд 21Биохимические адаптации
связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту

от врагов или нападение на других животных
Скорпионы используют свой

яд, чтобы убить или парализовать добычу, чтобы ее можно было съесть, или для защиты от врагов.

Нападая, скунс задирает хвост, выгибает спину и стучит передними лапками. Если враг не отстает, зверек поворачивается спиной и, подняв хвост, выпускает струю отвратительно пахнущей жидкости.

Биохимические адаптациисвязаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

Слайд 22Абсолютны ли приспособления?

Абсолютны ли приспособления?

Слайд 23Относительный характер приспособленности
Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают

мангусты.
Ёж защищается от лисы иголками и сворачивается в клубок,

но если рядом ручей, лиса скатывает его в воду, где мыщцы ежа разжимаются и он становится лёгкой добычей.
Относительный характер приспособленности Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты. Ёж защищается от лисы иголками и

Слайд 24Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение

выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарные образцы растений,

комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов.
Ход работы:
Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.
Выявите черты приспособленности к среде обитания.
Выявите относительный характер приспособленности.
На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.Оборудование:

Слайд 25ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ

Слайд 261. Приспособленность организма к среде обитания формируется в результате:
стремления особей

к самосовершенствованию
преимущественного сохранения особей с полезными наследственными изменениями
упражнений
1
2
3

1. Приспособленность организма к среде обитания формируется в результате:стремления особей к самосовершенствованию преимущественного сохранения особей с полезными

Слайд 272. Чередование светлых и темных полос на теле тигра –

это пример:
покровительственной окраски
мимикрии
маскировки
1
2
3
1

2. Чередование светлых и темных полос на теле тигра – это пример:покровительственной окраски мимикриимаскировки1231

Слайд 283. Гусеница по форме напоминает сучок дерева – это пример:
мимикрии


покровительственной окраски
угрожающей позы
1
2
3

3. Гусеница по форме напоминает сучок дерева – это пример:мимикрии покровительственной окраски угрожающей позы 123

Слайд 294. Примером поведенческой адаптации является:
запасание корма мышью полёвкой

слияние тёмной окраски

спинки камбалы с фоном морского дна
окраска божьей коровки
1
2
3

4. Примером поведенческой адаптации является:запасание корма мышью полёвкойслияние тёмной окраски спинки камбалы с фоном морского днаокраска божьей

Слайд 30 5. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
любая адаптация

целесообразна только в определённых условиях
борьба за существование может привести к

изменению вида

при резких изменениях условий группа вымирает

1

2

3

5. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:любая адаптация целесообразна только в определённых условияхборьба за существование

Слайд 31Рефлексия
Что из того, что вы узнали на уроке, было для

вас знакомо?
Что оказалось новым?
Что из того, с чем мы работали,

запомнилось вам больше всего?
Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?
Что бы вы хотели изменить, провести по - иному?
Заполнение 2 колонки в «бортовом журнале».
РефлексияЧто из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?Что оказалось новым?Что из того, с

Слайд 32Домашнее задание
§58, записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору:

составить кроссворд по изученной теме.

Домашнее задание§58, записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: составить кроссворд по изученной теме.

Слайд 33Используемые материалы:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В Пасечник «Общая биология 10-11

класс», М., «Дрофа», 2006
http://newsme.com.ua/Default.aspx?page_id=90&tag_id=134&p=4
http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91 http://www.vetdoctor.info/component/
http://www.livemy.info/SunTown http://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htmhttp://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm

http://perepel.my1.ru/http://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htmhttp://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htm http://www.fotodelo.ru/?file=pi/img/up_WpjMBf119175dSLHXf3482_b.jpghttp://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htm http://www.fotodelo.ru/?file=pi/img/up_WpjMBf119175dSLHXf3482_b.jpg http://cettia.livejournal.com/5591.htmlhttp://perepel-k.narod.ru/Pg1-1.htm http://perepel.my1.ru/http://www.balatsky.de/Cuc_Russii/Cuckooo.htm http://www.fotodelo.ru/?file=pi/img/up_WpjMBf119175dSLHXf3482_b.jpg http://cettia.livejournal.com/5591.html http://addbrain.net/page/48/?action=login
http://questions-biology.ru/organizmi_i_okruzhayushchaya_sreda/
www.krugosvet.ru/…/biologiya/MIMIKRIYA.html http://demiart.ru/forum/journal.php?user=39638&comm=55417
http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=104
http://behappywoman.blog.ru/?page=7
http://zmei.biz/yadovitie-zmei/16.htmlhttp://zmei.biz/yadovitie-zmei/16.html http://health.intermedia.org.ua/ua/kaleidoscope/17759
http://spb-gaming.clan.su/news/2009-08-09-62http://spb-gaming.clan.su/news/2009-08-09-62 http://www.akadeti.ru/shop/?CatID=306&OnlyNew=1
http://www.zoomagazin.info/news/?year=2008&month=05&cstart=1
http://www.s-cont.ru/newscalendar/view/0/0/11022?page=8
http://bigfoto.ru/big_foto_best/gallery/displayimage.php?
http://fotki.yandex.ru/users/greengremlin/view/151853/
http://dr-vladson.livejournal.com/18297.html
http://www.newstour.ru/2008/03/03/mangust_protiv_zmei.htmlhttp://www.newstour.ru/2008/03/03/mangust_protiv_zmei.html http://kotomatrix.ru/user/tafa/325/?act=abyss http://bela.su/home/yozh/http://bela.su/home/yozh/ http://fsvfn.ru/fsvps/structure/terorgs/buryatia/newsDetails.html?id=2079http://bela.su/home/yozh/ http://fsvfn.ru/fsvps/structure/terorgs/buryatia/newsDetails.html?id=2079 http://forest.geoman.ru/forest/item/f00/s00/e0000947/index.shtml http://photo.a42.ru/photos/macro/&page=28&order=timestamp
Используемые материалы:А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В Пасечник «Общая биология 10-11 класс», М., «Дрофа», 2006http://newsme.com.ua/Default.aspx?page_id=90&tag_id=134&p=4http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91http://www.foxbad.ru/displayimage.php?album=7&pos=91 http://www.vetdoctor.info/component/  http://www.livemy.info/SunTown

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика