Слайд 1Значение дыхания. Органы дыхательной системы
Слайд 2Цель урока: Изучить строение и функции дыхательной системы человека.
ЗАДАЧИ: Установить
взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Раскрыть значение биологического окисления.
Показать
роль органов дыхания для поддержания в альвеолах постоянство газового состава.
Познакомиться с болезнями верхних дыхательных путей, дать сведения об их профилактики.
Слайд 3Римский поэт ОВИДИЙ сказал:» Пока дышу, надеюсь. Эта фраза стала
крылатой, ибо дыхание- самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой
зависит наша жизнь.»
Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды несколько дней, а без кислорода не более 10 минут.
ПОЧЕМУ?
Слайд 4Дыхание— процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществление окислительно-восстановительных реакций, в
результате которых выделяется энергия,необходимая для поддержания жизнедеятельности организма и выведения
углекислого газа.
Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей и легких.
Слайд 5Без носа человек –черт знает что- птица не птица,гражданин не
гражданин.
Н.В.Гоголь
Подобно губам, глазам, ресницам нос, украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто не возможно! А если серьёзно?
Для чего нос появился у человека разумного?
Слайд 6Внутреннее строение носовой полости.
Реснички делают 10-15 колебаний в секунду,всегда с
наклоном в одну сторону, против движения воздуха.
В сутки человек пропускает
10 тысяч литров воздуха.
Мерцательный эпителий дыхательных путей человека выносит из них наружу до 20 - 30 грамм пыли в сутки.
НОС
– проводит воздух
- Увлажняет
- Очищает
- Обеззараживает
Слайд 7Отгадайте загадки
1.Вот гора , а у горы
Две глубокие
норы
В этих норах воздух бродит
То заходит то выходит.
2 .Он нужен для дыхания
Ещё для обоняния
Меж двух озёр стоит утёс
В нём две пещеры –это ( - - - )
Слайд 8СТРОЕНИЕ ГОРТАНИ.
Гортань образована хрящами, которые соединены между собой связками и
мышцами.
Здесь расположены голосовые связки вибрация которых при прохождении воздуха вызывает
образование звуков.
Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой и имеет много рецепторов, которые реагируют на маленькие кусочки пищи и вредные газовые примеси.
Слайд 9ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ.
Голос обеспечивается колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием выдыхаемого воздуха.
У
мужчин длина голосовых связок 20-24мм,
у женщин28-20мм.
Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей.
Слайд 10 трахея
Трахея имеет
форму трубки длиной 10-14см.
Хрящевые кольца составляющие её стенки, не позволяют
задерживаться воздуху при любых движениях шеи.
Слайд 11Трахея разделяется на 2 бронха,которые входят в правое и левое
лёгкое. Здесь они ветвятся на бронхиолы и они заканчиваются легочными
пузырьками- альвиолами.
Толщина бронхиол 0,5мм, их количество 25млн.
Количество альвеол 3400млн.
При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м.
Слайд 12Эволюция органов дыхания у позвоночных животных.
Эволюция органов дыхания у позвоночных
шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене,
совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенных внутри организма, и развития систем , обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Слайд 13 Допишите текст
Дыхательная система человека состоит из
-о---о-
----с--.
----г--т--.
г------.
---х--.
---к-- с б------- и --ь--о----.
Слайд 14Заболевания верхних дыхательных путей.
АДЕНОИДЫ
ФРОНТИТ(1)
ГАЙМОРИТ(2)
ТОНЗИЛЛИТ, ДИфТЕРИЯ, ГРИПП, АНГИНА,ОРЗ
Слайд 15 Проверь себя
Что относится к органам
дыхания.
1. Носоглотка
2.Гортань
3. Лёгкие
4.Пищевод
5.Трахея
6.Бронхи
7.Носовая полость
8.Ротовая полость
Слайд 16Расположите последовательно органы,образующие воздухоносные пути начиная с носовой полости.
А. носовая
полость.
В.Трахея.
Г.Гортань.
Д.Носоглотка.
Е.Бронхи.
Ж. Бронхиолы.
Слайд 17Из перечня органов дыхательной системы(1-10) ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ НА
ВОПРОСЫ( I-XII) И ЗАШИФРУЙТЕ ИХ.
1.Слизистая оболочка.
2.Лёгочные пузырьки.
3.Лёгкие.
4.Бронхит.
5.Трахея.
6.Надгортанник.
7.Гортань.
8.Хрящевые полукольца.
9.Плевра.
10. Носовая
полость.
I Не пропускает пищу в гортань.
II Не даёт трахеи сужаться.
III Очищает вдыхаемый воздух от пыли, микробов, согревает его.
IV Поверхностный слой воздухоносных путей.
V Начальная часть воздухоносного пути.
VI Выстилает наружную поверхность лёгких.
VII Внутри содержит голосовые связки.
IX Место газообмена между лёгкими кровью.
VIII Самая длинная часть воздухоносного пути.
1. ДЫХАНИЕ– ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КЛЕТОК КИСЛОРОДОМ ,
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОКИСЛЕНИЯ , И ВЫВЕДЕНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА.
2. По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, трахейное, жаберное и лёгочное дыхание.
Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.
В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается , в лёгких происходит газообмен.
Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.