Адаптация первоклассников к школе. Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «АООШI-III cт.№2»ЛНР Куницкая Светлана Васильевна
Слайд 2 Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого
ребенка – долг каждого учителя.
Приходя к нам
учиться, дети должны почувствовать себя счастливыми. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать. Ребенку важно успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым,
сообразительным.
Слайд 3Адаптация к школе- перестройка познавательной,
мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при
переходе к систематическому организованному школьному обучению
Слайд 4Общие сведения об обучающихся в 1-А классе
Слайд 5Общие сведения об обучающихся в1-А классе
Слайд 7Из опыта работы по адаптации детей в школе.
До поступления в школу:
-прием заявлений; -беседа с родителями на тему «Как готовить ребенка к школе»; -день открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей; -занятия с будущими первоклассниками; -родительское собрание на тему: «Советы. Помощь. Как собрать портфель?» -совместная встреча детей, учителя и родителей до начала учебного года «1 сентября-День Знаний»
Слайд 8Этапы адаптации:
1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех
систем организма.
2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
3
этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
Слайд 9Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность
, вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Трудности в усвоении программы.
Проблемы в отношениях
со сверстниками, учителем.
Слайд 10Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:
Выраженное утомление – у 40%.
Неврозоподобные реакции
(нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли
в животе – до 75% детей в начале учебного года.
Ухудшение состояния здоровья.
Слайд 13На уроке:
использование схем-знаков;
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
движения тела и пальцев ;
упражнения для
релаксации;
точечный массаж;
психогимнастика;
арт-терапия;
сказкотерапия;
тренинги;
игры;
проблемные ситуации;
Слайд 15Внеклассная работа
беседы;
тренинги;
игры;
экскурсии;
создание мини-проектов;
прогулки;
праздники;
дни здоровья;
Слайд 18Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой(на природе)
Слайд 19Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой(в классе)
Слайд 28Изучаем правила дорожного движения
Слайд 29Беседа по БЖД. Внимание гололед!
Слайд 31 Участие в тематической неделе по басням И.А. Крылова.
Слайд 36Работа с родителями
родительские собрания;
индивидуальные беседы с родителями;
праздники;
помощь в создании мини-проектов;
сотрудничество
с родительским комитетом;
Слайд 37Анкета для родителей первоклассников
1.Охотно ли ребенок идет в школу? (да-27,нет-3)
2.Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени ,как он пошел в школу? (нет-9, ответственный-13, усталый-8) 3.Болел ли в сентябре- октябре?(да-16, нет-14) 4.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? (часто-24, иногда-6) 5.Каков эмоциональный характер этих впечатлений? (положит.-30,отриц.-нет) 6.Жалуется ли ребенок на товарищей по классу ,обижается на них? (иногда-9, нет-21) 7.Жалуется ли ребенок на учителя?(нет-29, иногда-1) 8.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения? (да-21, частично-7,нет-2) 9.Что ребенку нравится в школе?(учеба-17,экскурсии-15, общение-10,столовая-1) 10.Какие предметы уже нравятся?(окр.мир-10,русск.яз-7,матем.-11,лит.чт.-9, укр.яз-1,изо-10,технология-10,музыка-2,физ-ра-5,ничего-1,все-11)
Слайд 38
Памятка для родителей
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша
искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение
к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Слайд 39Правила Симона Соловейчика для первоклассников
Не отнимай чужого, но и своё
не отдавай.
Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись
без причины.
Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Слайд 40Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала,
любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.