Слайд 1Я и закон
«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому
они не нужны»
Ф. Вольтер
БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ №5»
г. Алексина
Тульской области
Слайд 2Не знал…
Не думал…
Не хотел!
Слайд 3Цели:
выяснить, что толкает подростков на путь преступной
жизни;
составить психологический портрет потенциального правонарушителя;
разобраться, какую ответственность несёт
подросток за совершение различных поступков.
Слайд 4 Ситуация
В кинотеатре шёл очередной фильм. Через полчаса после его
начала в зале появилась группа подростков. Смотреть фильм стало невозможно:
выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку пива они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил по телефону.
Подозреваемые были задержаны.
Слайд 5Из Кодекса РФ
об административных правонарушениях
Статья 162. Распитие спиртных напитков
в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном
виде (в сокращении)
Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…
Статья 164. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (в сокращении)
… Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений…;
Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, - влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…
Слайд 6аморальный поступок
аморальное поведение
Слайд 7Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе,
регулирующих поступки человека.
Аморальный поступок – это деяние, нарушающее общеприня-тые моральные
нормы.
Слайд 8Определите, какие действия можно отнести к аморальным поступкам, а какие
нельзя:
ходить босиком по траве – грубить
сорить в общественных местах –
ловить рыбу
распивать алкогольные напитки – курить
зарабатывать много денег – сплетничать
смотреть видеофильмы – жадничать
Слайд 9Правонарушение – это анти-общественное деяние, при-чиняющее вред обществу и караемое
по закону.
Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом
государст-венной власти в установ-ленном Конституцией
порядке.
Слайд 11Проступок – это нарушение правил поведения; вызываю-щее поведение
Слайд 12Из Уголовного Кодекса РФ
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя
власти (в сокращении)
1. Применение насилия, не опасного для жизни или
здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… , либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Слайд 13Чем же преступление отличается
от других видов правонарушений?
Преступлениями считаются деяния,
представляющие опасность для личности, общества и государства. Распитие спиртных напитков
тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит.
Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием «преступления». И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.
Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние.
Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.
Слайд 14Обсудите каждую из предложенных ситуаций, и определите, о чём идет
речь: о проступке, преступлении или правонарушении.
А) Толя, учащийся средней школы,
был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
Б) Света, ученица 9 класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
В) Женщина, проживающая напротив школы, продавала школьникам наркотики.
Г) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы.
Д) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
Е) На уроке физкультуры Миша оступился и нечаянно толкнул Колю. Коля разозлился и ударил Мишу кулаком в плечо и в живот.
Слайд 15С юридической точки зрения выделяют
Проступок – это нарушение правил
поведения; вызывающее поведение
Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную
ответственность
Преступление – виновно совершенное об-щественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания
Слайд 16Социальные причины правонарушений:
безработица
невысокий материальный достаток многих семей
жилищная проблема
Слайд 17Психологические причины правонарушений:
• вспыльчивый характер
• отсутствие сильной воли
• страсть к
азартным играм
• жадность
• нежелание работать
Слайд 18Потенциальный правонарушитель.
Кто он?
Слайд 19Это человек, который…
пренебрегает моральными норами;
пренебрежительно относится к
учёбе и знаниям;
стремится к примитивному времяпрепровождению;
предпочитает материальные
ценности духовным;
не знает и не уважает законы .
Слайд 20Незнание закона и чувство безнаказанности являются самыми распространёнными причинами правонарушений
среди подростков.
Слайд 21Виды ответственности
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных
Уголовным кодексом. Преступление предусмот- ренное уголовным законом общест- венно опасное,
посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответст-венность наступает с 14 лет.
Слайд 222. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных
правонаруше-ниях. К административным нарушения относятся нарушение правил дорожного движения, нарушение
противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответст-венности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Слайд 233. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение
трудового законодательства, к пример, опоздание на работу, прогул без уважительной
причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Слайд 24Определите виды юридической ответственности (административная ответственность, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная) при
рассмотрении различных нарушений
1. Порвал учебник одноклассника
2. Появление подростка на улице
в нетрезвом виде
3. Избил одноклассника
4. Совершил кражу мобильного телефона
5. Совершил прогул в школе
6. Переходил дорогу в неположенном месте
7. Разбил мячом окно
8. Нецензурно выражался в общественном месте.
Слайд 25В наших ли силах остановить рост преступности среди несовершеннолетних?
Слайд 26Да!
Если бы люди с самого детства учились не нарушать
моральные нормы, у них было бы больше возможностей прожить жизнь
счастливо и интересно. И преступлений было бы несравнимо меньше. Поубавилось бы тюрем и воспитательно-трудовых колоний. Общество и граждане от этого бы только выиграли.