Слайд 1«Адаптация первоклассника к школе»
Родительское собрание в первых классах
Подготовлено педагогом-психологом Смирновой
Наталией Владимировной
Слайд 2Кратко о понятиях
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и
эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе.
Слайд 3Виды адаптации :
- физиологическая,
- социально-психологическая
Слайд 4Физиологическая адаптация
Первый этап - ориентировочный, когда в
ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического
обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.
Слайд 5Социально-психологическая адаптация
о,
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на
действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат.
2. Развитие умения
налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу.
Все изменения в поведении ребенка отражают особенности социально-психологической адаптации к школе.
Слайд 6Уровни адаптации
Высокий уровень адаптации.
первоклассник положительно относится к школе;
требования
воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает
усложненные задачи;
прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя;
выполняет поручения без лишнего контроля;
проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам;
занимает в классе благоприятное статусное положение.
I группа – адаптация в первые два месяца
Слайд 7Средний уровень адаптации.
первоклассник положительно относится к школе, ее посещение
не вызывает отрицательных переживаний;
понимает учебный материал, если учитель излагает
его подробно и наглядно;
усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи;
бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
II группа – адаптация в течение первого полугодия
Слайд 8Низкий уровень адаптации.
первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе,
нередки жалобы на нездоровье;
доминирует подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
III группа – адаптация в течение первого года обучения
Слайд 11Несколько советов «Как вести себя с ребенком - первоклассником»
- Будите
ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать
ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Слайд 12-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий –
10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой».
Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…».
-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Слайд 13Быть родителями первоклассника действительно не просто.
Бывает, что нам не
хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком.
Порой мы
просто забываем,
как трудно осваивать
что–то новое.