Слайд 2Аннотация
Развитие эмоций и чувств дошкольника как основы формирования коммуникативной
культуры личности
Цель:
Формирование коммуникативной культуры личности через развитие познавательно -речевой
активности, эмоций и чувств дошкольника.
С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Побудителем проявления становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками и взрослыми деятельности (игры, занятия, прогулки, режимные моменты и т.д.).
Для создания у детей радостного настроения воспитатель старается, прежде всего, создать в группе спокойную эмоционально-психологическую обстановку той группы, в которой находится ребенок, установить теплые, ласковые отношения с воспитанниками. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявленных требований, подчинения нравственным нормам поведения.
Общение со взрослым – один из активных источников радости маленького ребенка.
Все виды занятий, совместная деятельность, игровая и продуктивная деятельность с детьми сопровождается речью. Общение происходит в разговорах с детьми, дидактических играх, играх-драматизациях, занятиях изобразительной деятельностью, конструированием, экспериментированием и т.д.
Именно в общении со взрослым ребенок рано научается говорить, а общение со сверстниками важнейший показатель сформированности коммуникативных способностей.
Слайд 3Развитие эмоций и чувств дошкольника как основы формирования коммуникативной культуры
личности
Рождение языка в человеке – природный процесс, несвязанный со знанием
или незнанием основ грамматики.
Ребенок, начинающий говорить, никогда не задумывается над формами предложения, т.к. он учится говорить в процессе общения.
Е.Л. Крутий
Слайд 4Речь – это форма общения людей, опосредованная языком. Речь включает
процессы устных и письменных сообщений для целей общения и собственной
деятельности.
Уже с полутора лет жизни ребенка речь является основным средством его общения с окружающим миром, затрагивая все стороны его личности, а главное – его эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Следует подчеркнуть, что ребенок овладевает важнейшей формой речевого общения – устной речью, а взрослый передает ему свой человеческий опыт, знания, культуру и традиции.
Расширение словарного запаса детей в условиях дошкольного учреждения заключается в планомерном расширении активного и пассивного словаря детей за счет усвоения незнакомых или трудных слов, их закрепления, уточнения и активизации.
Работа по развитию речи проводится с детьми с учетом их возрастных особенностей. И при правильно организованной работе по развитию речи детей дошкольного возраста в 6-7 лет их словарный запас достигает 4-5 тысяч слов. Словарь ребенка увеличивается за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных и соединительных слов.
Таким образом, овладевая речью, ребенок переходит к новым формам мышления, памяти, т.е. к более высокому уровню познания окружающего мира.
Слайд 5двигательная
познавательно-
исследовательская
чтение художественной
литературы
игровая
музыкально-художественная
продуктивная
коммуникативная
трудовая
Все виды детской деятельности сопровождаются речью
В общении со
взрослым
ребенок научается говорить
Общение со сверстниками –
показатель сформированности
коммуникативной способности
Слайд 6Образовательная область «Коммуникация»
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности
личности. Мир общается через виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms-сообщения.
Несмотря
на подобные изменения общение остается востребованным на протяжении всей жизни человека.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет в детском сообществе.
Именно поэтому образовательная область «Коммуникация», представленная в ФГТ, занимает важное место.
Слайд 7
Познавательно-речевое развитие
«Коммуникация»
«Чтение детям художественной литературы»
«Познание»
«Кругозор»
Слайд 8 Какое новое содержание педагогической деятельности, какие новые подходы к организации
педагогического процесса предполагает данное направление?
Что должно измениться в работе
воспитателя при реализации данной области?
Как соотносится содержание образовательной области «Коммуникация» с таким привычным для воспитателя разделом, как «Развитие речи»?
Слайд 9Познавательно-речевое развитие. Коммуникация
Понятие «Коммуникация» (англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:
-
осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- обмен мыслями, переживаниями по
поводу внутреннего и окружающего мира,
- побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для
достижения результата;
передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.
«Коммуникация» - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Слайд 10Речь выступает важнейшим средством коммуникации:
собственно речи (ее фонетико-фонематического и
лексико-грамматического
компонентов);
речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания
и завершения общения);
невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Становление коммуникативных умений определяет содержание работы педагога дошкольного образовательного учреждения по реализации образовательной области «Коммуникация» и перед ним ставятся основные задачи психолого-педагогической работы:
развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Слайд 11
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при
познании предметного мира.
Именно в предметной деятельности возникает
познавательная активность.
Задача педагога – помочь ребенку войти в
предметный мир, научить ориентироваться в его
многообразии, правильно использовать
предметы по назначению в разных видах деятельности.
Воспитание ценностного отношения к предметному миру.
Задача педагога - воспитать ценностное отношение к предметному миру; научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.
Познавательно-речевое развитие детей побуждается у ребенка разнообразными мотивами, которые существуют на протяжении всего дошкольного детства.
Слайд 12 С раннего возраста начинается общение ребенка со взрослым. Здесь общение
- это источник радости маленького ребенка. Темы общения выдвигает сама
жизнь и чуткое отношение к ребенку. Это могут быть яркие картинки, привлекательные игрушки, растительный и животный мир в процессе наблюдений. Красочность используемого материала вызывает у ребенка непосредственный интерес, непроизвольное внимание.
Игры с дидактической куклой широко применяются при общении в группе раннего возраста. Основная цель этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями происходит в процессе разных видов деятельности (игровой, продуктивной).
Слайд 13
В младшем возрасте преобладают мотивы эмоционального отношения ребенка к материалам.
Красочность используемого материала вызывает у ребенка непосредственный интерес, непроизвольное внимание.
Особое значение имеет интерес совместной со взрослыми, а далее со сверстниками и самостоятельной деятельности с различными материалами и предметами.
В среднем возрасте появляются мотивы учения связанные с интересами практической или игровой деятельности:
научиться делать для того, чтобы играть со своей игрушкой;
понаблюдать за животным для того, чтобы хорошо ухаживать;
хорошо рассмотреть для того, чтобы нарисовать и т.д.
У дошкольников старшего возраста появляется мотив познавательной деятельности. У дошкольников старшего возраста появляется мотив познавательной деятельности. Условиями формирования познавательного интереса является: организация предметно-развивающего пространства для общения со сверстниками и самостоятельной деятельности.
Слайд 14Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.
Уровень развития
речи детей, является важнейшим условием успешного общения.
Владение грамматически правильной
речью позволит ребенку быть понятым, обеспечит возможность передать сложные сообщения, отражающие связи и зависимости в природе и социуме.
Практическое овладение нормами русской речи проявляются в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, обсуждая предмет разговора.
Слайд 15
Учимся говорить, общаться с окружающим миром и размышлять
Звуковая культура речи
«Сказка о веселом язычке»
Формирование грамматического строя речи «Игры и упражнения
по развитию речи»
Развитие образной речи «Ознакомление с разными жанрами литературы и малыми фольклорными формами»
Развитие связной речи:
«Моделирование, экспериментирование, мнемотаблицы»
Театрализация художественных произведений
Сюжетно-ролевые игры
Творческие проекты «Есть у нас огород», «Зимние забавы», «Под дубовым шатром», «По следам знакомых сказок» и др.
Развитие речи в процессе продуктивных видов деятельности
Слайд 16
Интеграция образовательной области
Тематический словарик. Овощи.
Баклажан, бобы, большой, вскапывать, выкапывать,
выращивать, вырезать, горох, гороховый, горький, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать,
кочан, крепкий, круглый, крупный, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, патиссон, пересаживатъ, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, срезатъ, срывать, стручок, тыква, удобрятъ, укроп, урожай, урожайный, фасоль, хрустящий, чеснок.
Выучи стихотворение.
Назови ласково.
Сосчитай до пяти.
Закончи предложение.
Заштрихуй по образцу.
Отгадай загадки. Раскрась картинки.
Слайд 17
Интеграция образовательной области «Коммуникация»
Работа с использованием тематических словариков носит не
оценочный, а обучающий и развивающий характер.
На освоение материала одной
темы отводится примерно одна неделя. Порядок изучения тем не принципиален. Но в работе необходимо придерживаться актуальности темы в конкретный временной отрезок.
Изучая тему, детям предлагается тематический словарь. Обязательно интересоваться, как дети понимают значение того или иного слова. Незнакомые или неправильно понятые слова ребенку объясняются. Но оказывая помощь, ребенку необходимо предлагать 2-3 варианта ответов, вспомнить предыдущий материал, но не выполнять за него задание.
Сюжетно-тематическая работа проводится в игровой форме в разных видах деятельности и целесообразна для активизации речи и познавательных процессов и интегрируется с другими областями.
Слайд 18Основные формы взаимодействия с детьми в режиме дня с целью
развития коммуникативных умений
Формы педагогического взаимодействия:
Разговоры с детьми в процессе выполнения
режимных моментов.
Обыгрывание игрушки.
Общение в ходе наблюдений.
Слайд 19 Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и
ситуации общения.
Разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
Беседы
о прочитанной книжке;
Беседы при рассматривании иллюстрации;
Обыгрывание игрушки;
Общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.
Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста.
Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка», «К кукле пришли гости»).
К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. с использованием игрового персонажа, включая детей в игровой сюжет (А. Барто «Лошадка»).
Слайд 20 В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с
включением игровых ситуаций.
Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и
сделать телерепортажи: «Изготовление весенней птички Веснянка (по русской народной игрушке)» - в «Весенний праздник птиц»; «Животные в семье и детском саду» - праздник «День животных»; «Как прошел праздник елки в детском саду» - праздник «Новый год» и др.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Слайд 21
«Мы корреспонденты»
«Облака»
Облака плывут по небу и
бывают разные по цвету.
Они легкие, как перышко. Другие облака
напоминают снежные горы, башни, цветок – одуванчик. Еще облака похожи на разных зверюшек: медведей, зайцев и хрюшек.
«Новый год»
Приближается Новый год. Мы поставили елку,
достали игрушки, гирлянды, шары, и стали наряжать елку.
А вокруг нарядной елки
мы поставили много
разных маленьких елочек.
Получился новогодний хоровод елочек.
Слайд 22
Особое значение для развития коммуникативных умений имеют продуктивные виды детской
деятельности: трудовая, конструктивная, изобразительная, которые открывают широкие возможности для развития
сотрудничества, общения.
Продуктивные виды детской деятельности.
Творческая лепка «Птичка Джой»
Макет «Большой пруд Екатерининского парка»
Коллективная работа «Мы и другие»
Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям, явившиеся результатом его общения со взрослыми, сверстниками в достижениях познавательных целях.
Слайд 23
… Не обрушивайте на ребенка лавину знаний – под лавиной
знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед
ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В.А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!