Слайд 1
«АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА
ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ ФГОС»
(Из
опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области
Подготовила
учитель начальных классов
Пантелеева Наталья Ивановна
Слайд 2Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся
в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым
социальным контактам.
Слайд 3
Цель адаптационного периода:
организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных
и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Слайд 4создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и
скоротечной адаптации первоклассников.
Планируемый результат:
Слайд 5воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной
деятельности (сотрудничество);
формирование навыков общения.
Задачи адаптационного периода:
Слайд 6организация режима школьной жизни первоклассников;
организация оздоровительно-профилактической работы;
организация учебно-познавательной деятельности первоклассников
в
адаптационный период;
организация внеурочной жизни первоклассников;
взаимодействие с участниками образовательного сообщества;
изучение социально-психологической
адаптации детей к школе.
создание следующих психолого-педагогических условий:
Слайд 7Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным
напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап —
неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Этапы процесса адаптации:
Слайд 8Организация режима школьной
жизни первоклассников.
Пятидневный режим обучения с соблюдением
требований к максимальному объему учебной нагрузки (21 час).
«Ступенчатый режим» постепенного наращивания
учебного процесса: в сентябре первые две недели проводилось
ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а с
середины месяца 4 урока по 35 минут.
Ежедневная 40минутная динамическая пауза после 2-го урока.
Слайд 9Создание предметно-
пространственной среды.
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном
года, когда имеются
благоприятные возможности для проведения экскурсий
и целевых прогулок, в ходе которых
происходит непосредственное
знакомство детей с окружающим
миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений,
которые очень важны для
успешного познания окружающего.
Слайд 10Условия адаптации :
Физиологические
Психологические
- Изменение режима дня.
- Необходимость игры.
- Правильная посадка.
-
Организация правильного питания.
- Развитие двигательной активности.
- Воспитание самостоятельности и ответственности.
-
Психологический климат в семье.
- Самооценка ребёнка.
- Дружеские отношения с одноклассниками.
- Учёт темперамента ребёнка.
- Поощрение за успехи и достижения, моральное стимулирование.
Слайд 11Условия адаптации:
Физиологические Психологические
Изменение режима дня
-психологический климат в семье
Необходимость игры - самооценка ребёнка
Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей
Организация правильного питания - формирование интереса к школе
Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками
Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия
ответственности - предоставление самостоятельности
- учёт темперамента ребёнка
- организация контроля за учёбой
- поощрение за успехи и достижения
- моральное стимулирование
- развитие самоконтроля и самооценки
Слайд 12
Адаптация первоклассников
.
Легкая
Средней тяжести
Тяжелая
Рязанцев З.
Гурьянов Н.
Козловская Ю.
Югай А.
Анцунова Т.
Босячеко А.
Пендюрин М.
Латышев
Д.
Плешаков М.
Оставшиеся учащиеся
Слайд 13Цель моей работы в данном периоде - помочь детям познакомиться
друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со
школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника
Моя задача – найти правильный подход к каждому ребенку.
Слайд 14Знакомство детей друг с другом и учителем. Изучение школьных правил.
Разработка
режима дня школьника.
Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев
оценки результатов учебной деятельности.
Контроль освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы
«Обмен опытом». Праздник «Посвящение в ученики».
Родительские собрания.
Этапы коррекционной работы:
Слайд 15Значение этого периода вхождения в непривычную для детей
жизненную ситуацию проявляется
Слайд 16Физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью
по 1,5-2минуты. Комплекс физкультминуток включает различные упражнения с целью профилактики заболеваний
опорно-двигательного
аппарата,профилактики
нарушения зрения.
Слайд 17 Особенности организации урока
в 1-м классе.
Особое внимание
уделяю
использованию
игр, как
структурной
части урока.
Неполных: 5 семьи; Многодетных: 5 семей; Неблагополучных: 1 семья; Малообеспеченных: 3 семьи.
В классе 20 человек. 13мальчиков и 7 девочек.
Слайд 20Работа с родителями
1. Консультации для родителей на тему: «Как поддержать
в школьниках желание учиться»; «Особенности развития внимания у детей 7-8
лет».
2. Родительское собрание на тему:
«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе.
3. Индивидуальные беседы.
Слайд 21Новый стандарт обеспечивает условия для индивидуального развития ребёнка, а также
ориентирован на тех, кто нуждается в специальных условиях обучения, –
на одарённых учеников и детей с ограниченными возможностями здоровья. В основе стандарта лежит системно-деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
ФГОС и ученик.
Слайд 22
.
сделать ребёнка «гибким», чтобы он не просто получил определённые знания,
но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из
различных ситуаций.
Главная задача стандарта
Слайд 23деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования
УД)
Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
Слайд 24Основные результаты
начального образования
формирование предметных и универсальных
учебных действий, обеспечивающих возмож-
ность продолжения
образования в основной школе;
индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития –
эмоциональной, познава-
тельной, саморегуляции
Слайд 25Портрет выпускника начальной школы
Любящий свой народ, свой край и свою
Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 26
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг
умения учиться – совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Слайд 27
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья
детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Слайд 28
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
учебный год разбит на 6 периодов
обучения;
для 1-х классов введена неделя дополнительных каникул;
обучение весь год
в 1-ю смену ;
пятидневный режим обучения;
«Ступенчатый режим»;
облегченный день в середине учебной недели;
ежедневный спортивный час в ГПД.
Слайд 29
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников;
профилактическая работа по предупреждению
заболеваний;
максимальное обеспечение двигательной активности детей;
организация логопедической и психологической помощи
первоклассникам
Слайд 30Организация внеурочной деятельности:
Спортивно –оздоровительное
направление
- «Уроки обучения плаванию»
Духовно-нравственное -
«Речевые секреты»
Проектная деятельность - « Что? Где?Когда?»
Слайд 31
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности –
непосредственное «духовно-нравственное приобретение» ребенка благодаря его участию в том или
ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 32
«Речевые Секреты». Играем в сказку
Цель.
Освоение духовно-нравственного содержания русской народной
сказки в театрально-игровой деятельности, где игра – способ познания.
Слайд 33Ролевые игры способствуют развитию творческих способностей,
основа которых - воображение.
Слайд 34Проектная деятельность
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Слайд 35Посещение школьной библиотеки
Поиск информации
Слайд 36 Основные читательские умения-коммуникативные УУД
(стандарт второго поколения)
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить
смысл прочитанного.
Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
Библиографические умения.
Овладение алгоритмом информационного поиска
( поиск информации из различных источников)
Экранное чтение
Слайд 37Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт
второго поколения)
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.
Умение устанавливать
причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Слайд 38Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой
(стандарт второго
поколения)
Умение правильно называть книгу - автора и
заглавие произведения.
Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями.
Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
Слайд 42МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
Программно формируется умение детей
работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь,
вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)
Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Слайд 43Развитие всех физических качеств(ловкость, выносливость, гибкость, скорость);
должен хорошо знать свой
адрес, название города, села, страны, ее столицы;
знать имена, отчества своих
родителей, место и должность их работы;
должны ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках;
знать месяцы, дни недели, текущий год;
знать основные виды деревьев, цветов, дифференцировать домашних и диких животных, ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении;
Находить пространственно – временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.
Портрет первоклассника