Разделы презентаций


Алгоритм работы с разными видами текстов

Содержание

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Алгоритм работы с разными видами текстов.

Алгоритм работы с разными видами текстов.

Слайд 2Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники,

выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в

суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста.

Актуальность темы

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть

Слайд 3 Новый ФГОС устанавливает требования к осознанному пониманию текста

связанных с основными группами читательских умений.
1.Поиск информации, заданной в явном

виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в
тексте в явном виде;
- определить время и место действия рассказа.
 
2.Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать, какое существительное заменяет местоимение,
встретившееся в тексте;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
 
Новый ФГОС устанавливает требования к осознанному пониманию текста связанных с основными группами читательских умений.1.Поиск информации,

Слайд 43.Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
-

описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из

текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста. 
4.Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации представленной в тексте;
- определять отношения автора к основной
теме текста.
3.Интерпретация и обобщение информации:- распознать общую идею или тему текста;- описывать отношения между героями;- сравнивать и противопоставлять

Слайд 5

Навык осознанного чтения представляет целый комплекс различных навыков, таких как:
техника

чтения,
выделение главного,
-анализ материала,
-сравнение его отдельных частей,
синтез,
выделение

существенных признаков,
абстрагирование,
-конкретизация и обобщение,
-чтение таблиц, графиков, схем.
-пересказ.
Навык осознанного чтения представляет целый комплекс различных навыков, таких как:техника чтения, выделение главного,

Слайд 6I этап. Предтекстовый
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора,

эпиграфу. (Посмотри на заголовок, картинку и т.д. и догадайся, о

чём идёт речь в тексте)
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.(заполни пропуски в тексте, используя данные слова, выражения, даты и т.п.)
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: 
Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Как будут развиваться события?
К какому выводу придёт автор?

I этап. Предтекстовыйа) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. (Посмотри на заголовок, картинку и т.д.

Слайд 7 II этап. Текстовый (чтение текста)

II этап. Текстовый (чтение текста)

Слайд 8

Допиши определение.
Полезные ископаемые это - _______________



Подчеркни лишнее слово в

каждой строчке. Объясни почему.

ГРАНИТ ГЛИНА КИРПИЧ ГАЗ
_______________________________________________________________________________
КАМЕННЫЙ

УГОЛЬ НЕФТЬ ГРАНИТ ИЗВЕСТНЯК
_______________________________________________________________________________
ПЕСОК ГЛИНА КАМЕННЫЙ УГОЛЬ ИЗВЕСТНЯК
_______________________________________________________________________________
Допиши определение.Полезные ископаемые это - _______________ Подчеркни лишнее слово в каждой строчке. Объясни почему.ГРАНИТ  ГЛИНА

Слайд 9III этап. Послетекстовый
Представление текста в иной форме (составь план,

схему, таблицу)
построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы;
самостоятельная постановка вопросов

к тексту;
рефлексия собственной деятельности

Подчеркни лишнее слово в каждой строчке. Объясни почему.
ГРАНИТ ГЛИНА КИРПИЧ ГАЗ
_______________________________________________________________________________
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ НЕФТЬ ГРАНИТ ИЗВЕСТНЯК
_______________________________________________________________________________
ПЕСОК ГЛИНА КАМЕННЫЙ УГОЛЬ ИЗВЕСТНЯК
_______________________________________________________________________________

III этап. Послетекстовый Представление текста в иной форме (составь план, схему, таблицу)построение развёрнутого монологического ответа на поставленные 

Слайд 10 Миша и Маша были на выставке декоративно-прикладного искусства. Выставка

их впечатлила. Они решили изготовить вазу в подарок маме. Миша

сделал вазу из глины, а Маша - из пластилина. Чья ваза прочнее? Объясни.
  Почему нельзя изготовить ложку из известняка?

Ученик ознакомился с текстом и решил, что нам природные богатства не нужны, так как в современном мире изобретено много всего: компьютеры, велосипеды, и т.д., что уже могут обходиться без природных богатств.
Согласен ли ты с учеником?
Обоснуй свой ответ.

Миша и Маша были на выставке декоративно-прикладного искусства. Выставка их впечатлила. Они решили изготовить вазу в

Слайд 11Алгоритм работы с текстами
- внимательно прочитай текст;
- выдели главные

мысли текста;
- проверь, как они соотносятся между собой;
сгруппируй текст вокруг

главной мысли,
раздели текст на смысловые части;

- определи количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
- сформулируй кратко главные мысли и запиши их в виде пунктов плана;
прочитай текст повторно, проверь, не пропущено
ли что-либо;
постарайся воспроизвести текст с
опорой на план.

Алгоритм работы с текстами - внимательно прочитай текст;- выдели главные мысли текста;- проверь, как они соотносятся между

Слайд 12 Приёмы работы по формированию навыков осмысленного чтения.

Приёмы работы по формированию навыков осмысленного чтения.

Слайд 13Читаем и спрашиваем.
Цель:
сформировать умение самостоятельно работать

с
печатной информацией, формулировать вопросы, работать

в
парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос,
другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов
в классе.


Читаем и спрашиваем.Цель: сформировать умение самостоятельно    работать   с  печатной  информацией,

Слайд 14Дневник двойных записей
Цель:
сформировать умение задавать вопросы во

время чтения, критически оценивать информацию,

сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны
в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации;
-в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал,
на какие мысли натолкнул.
 

Дневник двойных записейЦель:   сформировать умение задавать вопросы во  время чтения,    критически

Слайд 15Чтение с пометками
Цель:
сформировать умение читать вдумчиво, оценивать

информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает

ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило),
хочу узнать больше.

Чтение с пометкамиЦель:  сформировать умение читать вдумчиво,  оценивать  информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Слайд 16 Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом,

направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В

ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым
вопросом.

Составление вопросного плана    Один из эффективных приёмов работы с текстом,

Слайд 17 Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.

Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию.

Слайд 18Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к

тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была

предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или
групповой.
Ромашка БлумаОдним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.Наиболее удачная

Слайд 19Ромашка Блума

Ромашка Блума

Слайд 20Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание

содержащейся в тексте информации,
на осмысление авторской позиции


(в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные и случайные.

Ромашка БлумаЦель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации,   на

Слайд 21Классификация вопросов Б. Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на

них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте

информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить
задавать их без негативной окраски.

Классификация вопросов Б. Блума:Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение

Слайд 22Классификация вопросов Б.Блума:
Творческие вопросы.
Подразумевают синтез полученной информации. В них

всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит

элемент прогноза, фантазии или предположения. 
Что бы произошло, если...
(Что бы изменилось, если бы исчезло трение?)
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. 
Как вы относитесь к ... ? Что лучше?
Правильно ли поступил ...?

Классификация вопросов Б.Блума:Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время,

Слайд 23Классификация вопросов Б.Блума:
Оценочные вопросы.
Направлены на выяснение критериев оценки явлений,

событий, фактов.
 Как вы относитесь к ... ? Что лучше?

Правильно ли поступил ...?
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей.
Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт
в разряд простых


Классификация вопросов Б.Блума: Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов.  Как вы относитесь к

Слайд 24Классификация вопросов Б.Блума:
Практические вопросы.
Нацелены на применение, на поиск

взаимосвязи между теорией и практикой.
Как бы я поступил

на месте героя?
Как измерить высоту моста, имея только
секундомер?
Классификация вопросов Б.Блума:Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.  Как бы

Слайд 25Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Развивает умение задавать « умные» вопросы.
Способствует

развитию мышления и внимания учащихся.
Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст

, помогает лучше усвоить его содержание.
 

Прием «Толстые и тонкие вопросы»Развивает умение задавать « умные» вопросы.Способствует развитию мышления и внимания учащихся.Классификация вопросов заставляет

Слайд 26Прием «Толстые и тонкие вопросы»  
Толстые вопросы

.
Дайте несколько объяснений, почему….?
Почему Вы считаете(думаете)…?
В чём различие…?
Предположите, что

будет, если…?
Что, если….?
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Могли ли…?
Верно ли…? Было ли…?
Как звали….?
Согласны ли Вы …?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»   Толстые вопросы      .Дайте несколько объяснений, почему….?Почему

Слайд 27Чтение с остановками  
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным

словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На

данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:
«Что будет дальше и почему?»

Чтение с остановками   1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и

Слайд 28Планируемые результаты и достижения
Метапредметные:
Умение эффективно использовать различные стратегии работы с

текстом
Обращаться к различным информационным источникам
Объективно оценивать достоверность и значимость информации
Освоить

опыт проектной/исследовательской деятельности

Планируемые результаты и достиженияМетапредметные:Умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстомОбращаться к различным информационным источникамОбъективно оценивать достоверность

Слайд 29Планируемые результаты и достижения

Личностные:
Сформированность ценностного отношения к чтению
Совершенствование читательских

навыков
Развитие эстетического вкуса
Формирование развивающего круга чтения

Планируемые результаты и достиженияЛичностные: Сформированность ценностного отношения к чтениюСовершенствование читательских навыковРазвитие эстетического вкусаФормирование развивающего круга чтения

Слайд 30Планируемые результаты и достижения
Предметные
Уровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения

обучения в этой области и решения определенного круга проблем в

социальной практике
Планируемые результаты и достиженияПредметныеУровень усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного

Слайд 32Способы проверки усвоения навыков читательской грамотности
Текущий контроль (работа с таблицей,

вопрос – ответ, составление плана, схем, интеллектуальной карты)
Промежуточный контроль
Итоговая диагностика

читательской грамотности учащихся 1-4-го классов
ОГЭ в 9-х классах
ЕГЭ в 11-х классах
Способы проверки усвоения навыков читательской грамотностиТекущий контроль (работа с таблицей, вопрос – ответ, составление плана, схем, интеллектуальной

Слайд 33Каждый учитель-предметник должен отслеживать формирование
УУД на уроках по своему

предмету.
Помнить о метапредметной программе «Основы смыслового чтения и работа

с текстом».
Включать работу над таким общеучебным универсальным действием, как смысловое чтение в свои уроки: оно лежит в основе умения учиться.
Каждый учитель-предметник должен отслеживать формирование УУД на уроках по своему предмету. Помнить о метапредметной программе «Основы смыслового

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика