Слайд 1Тема:
А. Н. Некрасов
«Школьник»,
« В зимние сумерки нянины сказки…»
УМК «Школа России»
Литературное
чтение, 4класс
Автор: Малахова Т.С.
Слайд 3
Некрасов Николай Алексеевич
10.12.1821 – 08.01.1878
Русский писатель:
поэт
критик
публицист
издатель
драматург.
Слайд 4Николай Алексеевич Некрасов родился в украинском местечке Немирове Подольской губернии
в семье небогатого дворянина. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, служил
офицером. Мать - Александра Андреевна Закревская, варшавянка, была прекрасно воспитана.
Слайд 5Детство Некрасова прошло в родовом имении отца – в деревне
Грешнево (ныне село Некрасово) недалеко от Ярославля
Отец поэта был человек
грубый, малообразованный. Крестьяне ненавидели его за жестокость, не любила его и семья. Он бил детей, несправедливо обращался с женой. Неприютно, страшно было жить в доме.
Алексей Сергеевич Некрасов,
отец поэта.
Фото 1850-х
Слайд 6Первым учителем будущего поэта, привившим ему любовь к литературе, была
мать Николая Алексеевича Некрасова.
Слайд 7
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик
проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца
не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Дружба с крестьянскими детьми
Слайд 8Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян.
Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку
к своим деревенским друзьям, уходил
с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
Речка Самарка около Грешнева
Слайд 9
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я
Один по
утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит,
И алый блеск едва
скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой».
Они стонали от непосильной работы.Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Река Волга в жизни поэта
Слайд 10 О, горько, горько я рыдал,
Когда в то
утро я стоял
На берегу родной реки,
И
в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Слайд 11В 1838 Некрасов уехал в Петербург для определения в дворянский
полк. В Петербурге познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить
волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал.
Слайд 12В течение двух лет Некрасов, определившийся вольнослушателем в университет, посещал
лекции на филологическом факультете.
Средств к существованию не было, так
как отец лишил сына всякой поддержки.
"Ровно три года", рассказывал Некрасов позднее, "я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь".
Слайд 13Несмотря на постоянные лишения он дал себе слово «не умереть
на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: он давал уроки, писал
статейки для "Литературного прибавления к Русскому Инвалиду" и для "Литературной Газеты", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.
Слайд 14Первые стихи были написаны еще в годы учебы в гимназии
В печати стихи Некрасова появились в 1838, в 1840 на
его собственные средства был опубликован первый сборник стихов «Мечты и звуки», подписанный "Н. Н.". Сборник успеха не имел и после критики В.Г.Белинского в "Отечественных Записках" был уничтожен Некрасовым и стал библиографической редкостью.
Слайд 15С 1840 Некрасов начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с
1841 - в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843
Некрасов сблизился с кружком В.Г.Белинского. В 1845 и 1846 Некрасов опубликовал несколько альманахов.
Слайд 16В 1847-1866 Николай Алексеевич Некрасов являлся издателем и фактическим редактором
"Современника", на страницах которого печатались произведения лучших и наиболее прогрессивных
литераторов того времени.
Слайд 17Н.А. Некрасов.
Художник Н. Ге. 1872
В 1866 журнал "Современник"
был закрыт и в 1868 Некрасов приобрел право на издание
"Отечественных записок"
Слайд 18Н.А. Некрасов на охоте.
Художник А. Пластов
Слайд 19Н.А. Некрасов в период
"Последних песен".
Художник И. Крамской. 1877
В
начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом,
приехавшим из Вены, результатов не дала.
Слайд 20Н.А. Некрасов.
Художник И. Крамской.
1877 год
Умер Николай Алексеевич Некрасов
от рака 8 января 1878 (по старому стилю - 27
декабря 1877) в Петербурге.
Слайд 21
Похороны Н.А. Некрасова.
Гравюра К. Крыжановского
по рисунку А. Бальдингера.
1878 год
Похороны Н.А.Некрасова, состоявшиеся на кладбище Новодевичьего монастыря, приобрели
характер манифестации: несмотря на сильный мороз, до места захоронения тело поэта провожала толпа в несколько тысяч человек.
Слайд 22Памятник на могиле Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге
Слайд 25Н. А. Некрасов.
Стихотворение «Школьник»
Слайд 26- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок
–
Невеселая дорога...
- Эй, садись ко мне, дружок!
Ноги
босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Слайд 27Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька
на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что
проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Слайд 28Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..
Ну, что ж!
Случай
тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!
Слайд 29Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей
и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых
душ на свете–
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Слайд 30Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что
выводит из народа
Столько славных то и знай,
- Столько
добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Слайд 311строфа
-Как автор описывает дорогу?
-Объясните выражение «невесёлая дорога».
-Почему автор берёт попутчика?
2строфа
-Опишите
попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»?
-О каком славном человеке идёт
речь?
Слайд 333строфа
-Что же это за «архангельский мужик»?
-Как он стал «разумен и
велик»? Докажите текстом.
Подберите синонимы и антонимы к словам:
славных
разумен
велик
-Приведите
примеры великих людей, вышедших из народа.
Слайд 344строфа
-Объясните, как вы понимаете 1строчку.
-О какой мечте узнаем из этого
четверостишья?
-Почему учебу сравнивают со сном?
-Что такое поприще?
-Что следует делать, по
мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха?
5строфа
-Прочитайте, за что автор любит Русь.
Слайд 356строфа
-Объясните, как вы понимаете слова «не бездарна та природа…»?
-Много ли
вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом.
-Чем необычно стихотворение?
-Прочитайте побудительные
предложения.
-Докажите текстом, что Н.А. Некрасов любит свою Родину, гордится русским простым народом.
-Ответьте на вопрос учебника с. 14.
Беседа:
Слайд 36
А. Н. Некрасов
« В зимние сумерки нянины сказки…»
Слайд 37Словарная работа
Салазки-
маленькие деревянные ручные санки
Сумерки-
полутьма между заходом солнца и наступлением
ночи (уст.)
предрассветная полутьма
Слайд 381-4строки
-Что любила Саша?
-Назовите метафору, найдите эпитет.
-Какие слова указывают на настроение
девочки?
-Как няня называет Сашу?
Почему?
-Прочитайте, как катается
девочка.
5-8строки
Слайд 399-12строки
-Расстроена ли Саша после падения?Как вы думаете она упала случайно?
-Опишите
девочку словами автора.
-Почему он называет её «голубка»?
-Как к этому происшествию
относится няня? Докажите текстом.
-Как Некрасов относится к героям этого произведения? Почему так решили?
Слайд 41Домашнее задание:
с. 13-15 выр. чит.,
1стих наиз.