Слайд 1Артикуляционная гимнастика как средство формирования звуковой культуры речи на музыкальных
занятиях.
Подготовила: Криворучко Ольга Александровна.
Слайд 2Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
В соответствии с ФГОС ДО
образовательная область «Речевое развитие» включает в
себя –
овладение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного словаря,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д
Слайд 4 Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по
двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового
внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:
дидактические игры;
подвижные или хороводные игры с текстом;
метод упражнений.
Приёмы:
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
утрированное произношение или интонирование звука
образное называние звука или звукосочетания
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание педагога;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;
оценка ответа или действия и исправления;
образная физкультурная пауза;
показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Слайд 5 Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных
на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Слайд 6 Артикуляционная гимнастика способствует:
• Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их
нервной проводимости;
• Улучшение подвижности артикуляционных органов;
• Укреплению мышечной системы языка,
губ, щек;
• Развитию удержания определенной артикуляционной позы;
• Увеличению амплитуды движений;
• Уменьшению напряженности артикуляционных органов;
• Подготовке ребенка к правильному произношению звуков;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата,
решение вышеперечисленных задач крайне необходимо для успешного формирования звуковой культуры речи дошкольников.
Слайд 7Упражнения артикуляционной гимнастики бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного
положения губ, языка: чашечка, трубочка и др. и динамические (подвижные):
лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Слайд 10 правила выполнения артикляционной гимнастики:
1. Проводить
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Выполнять упражнения необходимо по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-5 упражнений за раз.
2. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.
3. Комплекс упражнений планируется на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение нужно заменить другим, новым, и закреплять его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
4. В комплексе должны присутствовать статические и динамические упражнения. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
5. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
6. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
7.Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - можно придумать несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
8. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (при возможности), чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
10.После выполнения каждого упражнения необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть.
11. В случае, если не используются иллюстрации, знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упражнение «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.
12.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
13.Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
14.В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.