Слайд 1ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ
Слайд 2РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
(ФГОС. РАЗДЕЛ II. П. 11)
Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Слайд 3САМОКОНТРОЛЬ
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных
ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Слайд 4САМООЦЕНКА
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей,
особенностей своей деятельности. Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих
действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.
Слайд 6ПОДГОТОВКА К УРОКАМ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ УМЕНИЕ САМООЦЕНКИ
1 шаг.
Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до
минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.
МИНИ
МАКС
Слайд 7ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)
1 шаг. На первых уроках учитель выбирает
для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на
одном уроке по 1-3 ученика)
2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам? ). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.
Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
Слайд 83 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести
по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания
вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.
Базовое умение самооценки сформировано.
Формирование умения самооценки (окончание)
Слайд 9ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОГО УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)
1 шаг. Планируя урок, учитель перестает
сокращать предметный материал.
2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения
учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции
Слайд 10Использование сформированного умения самооценки (окончание)
3 шаг. После проверки письменных работ,
ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после
фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.
Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.
!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!
Слайд 11АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
ВВОДИТСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ, КОГДА ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧИНАЮТ ОТВЕЧАТЬ
НА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Какое было задание? (Учимся вспоминать
цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Слайд 15ОБУЧЕНИЕ АЛГОРИТМУ САМООЦЕНКИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВО 2-4-Х КЛАССАХ
КОГДА УЖЕ УСЛОЖНЯЮТСЯ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся
определять выполнение действий, например УУД).
Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз , понадобились «старые знания» (необходимый уровень )В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень) Такие задачи мы никогда не учились решать (максимальный уровень)
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).
Слайд 16ОЦЕНКА И ОТМЕТКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО
УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ
Необходимый уровень – решение
типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где
требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд 17Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей
Слайд 18КАРТОЧКИ С ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ
( В УКАЗАНИЯХ СОДЕРЖАТСЯ
РАЗЪЯСНЕНИЯ О ТОМ, КОГДА И КАКИМИ СПОСОБАМИ УЧАЩЕМУСЯ СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ
СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТ)
Слайд 19УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ
(НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА
САМОКОНТРОЛЯ, Т.К. ПРИ ОТСУТСТВИИ ВНИМАНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЧИ НИ
О САМОКОНТРОЛЕ, НИ О КОНТРОЛЕ ВООБЩЕ.)
Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.
Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его.
Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.
Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
Слайд 20ИГРА «ЛЕСЕНКА»
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены
таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого
примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Слайд 21Упражнение «Исправь ошибки».
Учащиеся за 5 минут должны
найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки
дети не только подчеркнули, но и исправили.
Слайд 22РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ:
сравнить результат своей деятельности с образцом;
выполнить действия по
развернутой инструкции;
сравнить промежуточный результат с эталоном;
составить проверочные задания для
самоконтроля;
сравнить конечный результат с эталоном;
осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
реконструировать ошибочное действие
редактирование текста и т.д.
Слайд 23«ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА».
Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно
вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который
имеет несколько видов и функций. Заполняется самим ребенком.
Слайд 26Формировать самооценку младшего школьника помогает дневник («Личный еженедельник первоклассника», «Дневник
школьника»). Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и
«взрослого» еженедельника, а также дает возможность развить у детей организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе.
Слайд 28Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность.
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить
их свободе решений и ответственности за свой выбор.