Слайд 1 А.С.Пушкин
«Няне», «Туча»
Урок 12
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І
кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Слайд 2Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно
читать.
Слайд 4Проверка домашнего задания
стр. 60 - 61
На выбор:
задание 9, 13
Слайд 5 Речевая разминка
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.
Садитесь на шесток,
кто на лавку, да не делайте давку!
Прочитайте
способом «птичий базар».
Прочитаем медленно (еще: с ускорением,
с замедлением темпа, выразительно).
Слайд 6Кому принадлежат эти строки?
1) У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь
на дубе том:
И днем ночью кот ученый
Все ходит по цепи
кругом.
2) Три девицы под окном
Прял поздно вечерком.
“Кабы я была царица. –
Говорит одна девица…
3) Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка,
Спросила
“Чего тебе надобно, старче?”
Слайд 7Стр. 62 - 63
Работа по учебнику
Слайд 8Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Слайд 96 июня 1799 года в Москве в дворянской семье Пушкиных
родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов
России.
Слайд 10Стр. 64 - 65
Работа по учебнику
Словарная работа
Что такое
арка?
Что такое рампа?
Как вы понимаете выражение «Дышал стихами»?
(Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.).
(Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.).
Слайд 12А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В
раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но
своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.
Слайд 13Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги,
а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень
привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.
Слайд 14Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество
народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень
образным.
Слайд 15Да будет же ей, этой няне, и от лица русского
Общества вечная благодарная память”.
И.С. Аксаков
Слайд 16Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся
к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское
имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально.
Слайд 17Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных
полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня
Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.
Слайд 18Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в
семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму
Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.
20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Слайд 19Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна
стала и его няней.
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме
кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.
Слайд 21Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных
былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Сблизили их годы Михайловской
ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести.
Слайд 22Часто подобные стихи запрещались цензурой.) поэта. В Михайловском Пушкин жил
вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке”
Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Слайд 24Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение
«Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с
вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения.
Слайд 25А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское.
И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все
ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала -
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила
слушать
и смотреть
Слайд 26Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина
Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.
-
Каким настроением пронизано это стихотворение?
Слайд 28Кровля здания, сооружения –
Ветхая -
Лачужка -
Обветшалой
Суровые дни –
Голубка –
Дряхлая (моя) –
Светлица –
Воро'ты -
Теснят (заботы
грудь) –
Всечасно (теснят грудь) –
верхнее ограждение (оболочка) крыши.
старый, близкий к разрушению, обветшалый.
небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
- пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
очень тяжёлые, трудные, тяжкие
ласковое обращение к женщине
слабая, немощная от старости
светлая парадная комната в доме
устаревшая форма существительного “ворота”.
недомогание, при котором трудно дышать.
постоянно.
Слайд 30Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный
отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят
твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.
Эпитеты:
Метафоры:
Слайд 31Сравнение: горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного
ожидания
Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы” — “начерный отдаленный путь”).
Сравнение:
Противопоставление:
Слайд 32В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие,
страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие
в дни ссылки, проведенные вместе.
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
Слайд 33Жанр этого произведения-лирика.
Стихотворение написано от лица лирического героя, а
место действия его переживания.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и
чувства выражены в стихотворении.
Слайд 34 Физминутка
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой
щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх
руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Слайд 35Запишите ассоциативный ряд
к слову «туча».
ПЕЧАЛЬ
НЕНАСТЬЕ
ДОЖДЬ
БУРЯ
МРАК
СТРАХ
БЕДА
ОДИНОЧЕСТВО
ВОЛНЕНИЕ
ТРЕВОГА
Слайд 38Алчный (высок.) – жаждущий.
Древес (устар.) – деревья.
Лазурь (устар. и
высок.) – светло-синий цвет, синева.
Унылый – грустный, мрачный.
Ликующий – восторженно
радостный; торжествующий.
Рассеянная (буря) – разбросанный на большом пространстве; редкий.
Облегать – покрывать что-либо сплошной массой.
Обвивать – охватывать.
Миновалась – прошла.
Словарь
Слайд 39-Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? -Какие слова
он для этого выбирает?
-Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый
диалог с , тучей? Объясните.
-Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
-Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?
А.С. Пушкин «Туча»
Слайд 40 Работа в группе
1 группа ищут – эпитеты.
2 группа- олицетворение.
Зачем нужны?
3 группы – все глаголы.
Зачем нужны?
Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.
Слайд 41ЭПИТЕТЫ: последняя туча рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень,
ликующий день. таинственный гром, алчную землю, с успокоенных небес.
Эпитеты
Найдите эпитеты
в стихотворении.
Слайд 42ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь, облегала, молния…обвивала, ты [туча]
издавала, поила, пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.
Олицетворение
Найдите олицетворение в стихотворении.
Туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Слайд 43Глаголы: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась,
освежилась, промчалась, гонит.
Глаголы
Найдите глаголы в стихотворении.
Насыщенность глаголами придает
стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.
Слайд 46-Что особенно запомнилось на уроке?
-Что понравилось?
Слайд 47Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?
О чём хочется
продолжить разговор?
А вы бы написали такое же стихотворение для своих
мам, бабушек?
Продолжите фразу:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Я сегодня работал …
Хочу поговорить о …
Слайд 48Домашнее задание:
с. 66 – 67 - наизусть
Принести стихотворения А.С.Пушкина об
осени