Слайд 1гимназия №18 имени В.Г. Соколова город Рыбинск,
ученик 7 ,,Б” Хлопин
Сергей
Учитель Погорельской Татьяны Степановны.
Баян – душа народа
Слайд 2Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит
и любимые народные музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура,
цимбалы – у белорусов, скрипка - у молдаван, а у русских – балалайка, домра и, конечно же, баян.
Слайд 3Во всем многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как
бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких,
например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”.
Это баян – национальный
русский народный инструмент.
Слайд 4Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая
металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с
незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.
Год рождения – 1822-й
Слайд 5Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в
Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда
бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева.
Слайд 7Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы говорм
о том, что не можем определить возраст гитары даже с
точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
Слайд 8В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком
органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он
сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая
Слайд 9 Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во
время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех
кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.
Слайд 10А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию
можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе
труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...
Слайд 11Такая конструкция, впервые предоставившая возможность с помощью одних и тех
же голосов двенадцатиступенного звукоряда извлекать «готовые» мажорные и минорные трезвучия,
а несколько позже и доминантсептаккорды, была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани и вскоре привилась во многих странах.
Слайд 12Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник, исполнитель-гармонист, а несколько позднее и
баянист Павел Леонтьевич Чулков (1875 – 1932) экспонирует на Кустарно-промышленной
выставке 1897 года в Туле незадолго перед тем изготовленную им гармонику.
Слайд 13Гармонь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный)
— язычковый клавишно-пневматический[1] музыкальный инструмент.
Слайд 14Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его
видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли
из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен
Слайд 15Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за
границы немецкую однорядную гармонь
Слайд 16Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок,
количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).
Слайд 17Совершенствование гармоник и искусство изготовления музыкальных инструментов достигло значительных успехов
в 19 веке. Кроме правой, появилась и левая клавиатура, расширился
диапазон, улучшилось качество звучания, изменилась и сама форма гармоники. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках.
Слайд 18К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно –
в каждом селе находился свой гармонист, свой “первый парень” на
деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 – 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой). Любой мастер считал делом чести внести улучшение в существующую конструкцию, совершенствовал инструмент и его исполнительские приёмы игры.
Слайд 19В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший поиск более
прогрессивных конструкций гармоники.
Слайд 20Известный в России мастер Стерлигов П.Е. изготовил значительно усовершенствованный инструмент,
которому музыкант дал название Баян (по имени легендарного певца –
сказителя Баяна).
Слайд 21По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических
(пневматический – от греческого – “воздушный”).
Баян – разновидность аккордеона,
имеющая в правой клавиатуре клавиши круглой формы (форму кнопок) и предназначенная для исполнения произведений во всех возможных тональностях.
Слайд 22 Баян – название инструмента принятое только в нашей стране.
За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки,
имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.