Слайд 1
Дети ХIX века
Савичева Татьяна Юрьевна
МБОУ «Гимназия №3»
г. Иваново
Слайд 3Детство крестьянского ребенка кардинально отличалось от детства современных детей. Дети
были свидетелями и активными участниками всех дел и событий родной
деревни и мира взрослых. Они с самого раннего возраста вместе со взрослыми трудились, помогая домашним и соседям.
Слайд 5Деревенский ребенок воспитывался в любви к родной земле через вековую
мудрость старших: почитай землю, дающую человеку возможность жить: «Мать-сыра —
земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает»; бережно относись к окружающему миру: «Природу не надо увечь, а надо беречь».
Слайд 10Во время игр деревенские дети постигали нормы поведения и представления
об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве
дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине.
В девчоночьих играх девочки в первую очередь осваивали все женские занятия: занимались обустройством своего «дома», готовили пищу, пряли, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д.
Игры мальчиков были ориентированы на развитие понятий о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны соревнования с направленностью на победу, на развитие физической силы, пытливого ума и твердости духа.
Слайд 17Крестьянские дети были заняты в хозяйстве с малолетства, их образованием,
как правило, никто не занимался.
Представители богатого сословия отдавали своих
детей сначала кормилицам и няням, а потом гувернанткам и гувернёрам. Дворянка нанимала кормилиц вместо того , чтобы самой кормить своих детей грудью.
В XIX веке дети получали больше ласки, тепла и заботы от кормилиц, чем от родных родителей. Именно няни рассказывали сказки и пели колыбельные, тем самым передавая своим воспитанникам народные традиции, именно няни были самыми доверенными и любимыми людьми, им рассказывали о тайнах.
Слайд 20С наступлением школьного возраста к воспитанию подключались гувернантки, которых часто
выписывали из-за границы. Было распространено отсылать детей на обучение в
лицеи. Там они проводили большую часть времени с 8 до 16 лет, навещая родителей лишь по большим праздникам.
Гувернантки и воспитатели часто были очень строги и требовали от детей полного подчинения.
В XIX веке были широко распространены физические наказания. Детей ставили на горох и пороли розгами. Это было в порядке вещей и было обычной практикой воспитания. Также не было современного понимания прав ребенка на свободу, счастливое и спокойное детство, безопасность, самовыражение.
Весьма распространены были запреты, призванные воспитывать терпение и скромность.
«Дворянское воспитание» – это прежде всего традиции, которые дети впитывали в семье, это стиль жизни, образ мысли, чувство ответственности перед семьей, народом, родиной и Богом.
Для дворянского ребенка важным был не просто успех, признание, самореализация, как в наше время, а ориентация на идеал. Ребенку надо было быть смелым, честным, образованным, потому что он дворянин и должен быть именно таким.