Слайд 1Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО
Колесникова Галина
Петровна,
МКОУ «СОШ № 10»
г. Лиски Воронежской области
Слайд 2Интеллект - визитная карточка ума!
Всё наше достоинство заключено в мысли…
Будем же учиться мыслить!
Б. Паскаль
Облагораживает человека только интеллект!
Вольтер
Слайд 3Актуальность задачи интеллектуального развития личности обусловлена рядом причин:
1) Качество
усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся.
2) Логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме.
3) Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
4) Ускорение научно-технического прогресса, то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет зависеть от того, что теперь называют интеллектуальным потенциалом народа.
Слайд 4«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной
интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость
сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А.Амонашвили
Слайд 5Существенными качествами человеческого интеллекта являются
пытливость
глубина
гибкость
подвижность
ума
логичность
доказательность
критичность
широта
мышления
Слайд 7Цели педагогической деятельности:
Создать содержательные и организационные условия для развития у
школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и
др.)
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)
Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Создать условия в развитии памяти учащихся.
Слайд 8Педагогические задачи:
поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления;
учитывать возрастные,
индивидуальные особенности учащихся;
разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших
школьников.
Слайд 9Система работы на уроках литературного чтения:
применение занимательного и «затруднительного» материала;
самостоятельный
подбор учащимися материалов к уроку из дополнительных источников;
«пробы пера»;
многообразная
работа
по привитию
интереса к чтению
Слайд 10Система работы на уроках русского языка
подборка упражнений на формирование мышления,
внимания, памяти, речи;
поиск неординарных путей решения учебной проблемы;
необходимость обосновывать свою
точку зрения;
сотрудничество «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Слайд 11Система работы на уроках математики:
Создание проблемной ситуации:
создание противоречия;
столкновение противоречий;
различные точки
зрения на один и тот же вопрос;
рассматривание явления с разных
позиций;
побуждение к сравнению,
обобщению, выводам,
сопоставлению
проблемные задачи.
Нестандартные задания.
Слайд 12Система работы на уроках окружающего мира:
проблемное изложение материала;
дискуссии;
комментированные упражнения;
самостоятельные и
творческие работы учащихся;
игровые моменты;
нетрадиционные уроки.
Слайд 13Внеурочная работа.
Система занятий в кружке «Клуб любознательных» с целью формирования
языковых или математических способностей с учетом выявленных интересов и склонностей,
приемов активной мыслительной деятельности.
Интеллектуальные марафоны, ярмарки знаний, конкурсы и КВН