Слайд 1Игровые формы работы с текстом на уроках литературного чтения в
начальной школе
Слайд 21. «Самое главное»
Быстро и внимательно прочитайте учебный текст. Сейчас вы
посмотрите текст еще раз, и мы начнем соревнование. Нужно придумать
наиболее подходящее слово, характеризующий данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой, а после - найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Ответы можно записывать.
Участники по очереди зачитывают слова, слушают и выбирают более точное, оригинальное, остроумное. Отмечается лучший вариант.
Слайд 32. «Опорные сигналы»
Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно
лучше понять. Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно
быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, какие-то символы (постарайтесь совсем избегать слов). Изобразить текст можно по частям - абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем текст еще раз. Начали! Чтение закончили. Теперь изобразите текст на листках.
Схемы демонстрируются по очереди, объясняются и оцениваются.
Слайд 43. «По ролям»
Перед вами текст. Прочитайте его за данное время.
Распределяются
роли: ведущий, автор, критик, главный герой и т.д. Какие еще
могут быть роли? После того, как роли распределены, текст читается еще раз, а затем воспроизводится по ролям.
Оценивается, кто больше соответствовал своей роли, был более оригинальным.
Слайд 54. «Вопрос-ответ»
Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его.
Теперь разделимся
на две команды. Одна команда команда будет задавать вопросы, другая
- отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Учитывается активность участников команд и количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст.
Затем за 1-2 минуты одна команда придумает свои занимательные вопросы, а другая - обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов.
Команда задает вопросы, другая - отвечает. Игра оценивается.
Слайд 65. «Викторина»
Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.
Разбейтесь на две команды.
Сейчас одна команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку
к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки другой команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки. Первая команда в это время обсудит текст, выделив в каждом абзаце главную мысль. Начали!
Оценивается оригинальность вопроса-загадки и
оригинальность ответа.
Слайд 76. «Найди ошибку»
Перед вами учебный текст. Давайте познакомимся с ним.
Читаем текст быстро и внимательно. Теперь вам будет предложен этот
же текст, но с несколько измененным содержанием, т.е. некоторые утверждения текста будут изменены. Ваша задача - найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. Каждый работает самостоятельно, а затем все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста.
Давайте обсудим исправления. Кто сколько неточностей нашел и как они были исправлены? (Обсуждение по кругу.)
Слайд 87. «Существительные»
Перед вами учебный текст. Прочитаем его.
Теперь, пожалуйста, сядьте в
круг. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по
порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, далее добавляет свое. Мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно прочитаем текст от начала и до конца.
Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст
существительными, повторяя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое.
Слайд 98. «Пересказ по кругу»
Давайте прочитаем текст.
Теперь встанем в круг.
Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и
указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца.
Теперь еще раз прочитаем текст. Давайте исправим ошибки, если они есть, и дополним пересказ текста, поскольку, наверно, было что-то упущено. Также по часовой стрелке.
Определим самого активного ученика.
Слайд 10Работа с текстом на уроках русского языка в начальной школе
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение
и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Чтение с пометками непонятных слов.
Кроссворд (игровая форма) погружения в текст