Слайд 1ХАРАКТЕРИСТИКА детской АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ
Выполнила Бардина Н.В. воспитатель МОУ
СОШ №11 г. Саратов
Слайд 2Введение
Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в
психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития
индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.
Слайд 3В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой
на различных уровнях. Один из источников напряженности в обществе —
агрессивное поведение детей, которое стало достаточно заметным в наше время.
Слайд 4Для объяснения природы агрессивного поведения детей чрезвычайно важно выяснить, каким
образом в настоящее время происходит усвоение социального опыта, как человек
приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.
Слайд 5Актуальность:
Агрессивность является отражением тех кризисных явлений, которые переживает наше
общество. Возрастает духовная деградация общества, утрачиваются общечеловеческие ценности, наблюдается утрата
уважения к нравственным ценностям. Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе.
Слайд 6Поэтому, так важно на современном этапе формирование новой социальной политики,
создание специализированной системы учреждений, предназначенной работе по социальной адаптации агрессивных
детей.
Слайд 7Объект – социализация дошкольников.
Предмет – детская агрессия.
Цель – охарактеризовать социализацию
агрессивных детей и разработать модель социально-психологической адаптации, направленную на снижение
уровня агрессивности в дошкольном возрасте.
Слайд 8Задачи:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к изучению агрессии, описать её основные
виды и формы.
2. Изучить степень выраженности различных видов агрессии у
детей дошкольного возраста, установить связь с биологическими, социальными и личностными факторами.
3. Рассмотреть опыт социальной службы и пути адаптации агрессивных детей.
Слайд 94. Определить основные направления социальной работы с семьями агрессивных детей.
5.
Разработать модель социальной программы по работе с семьями агрессивных детей.
6.
Разработать коррекционно-развивающую программу «Сотрудничество» для групповой работы с детьми в условиях дошкольного учреждения.
Слайд 10Для научного осмысления человеческой агрессии необходимо уточнить смысл и значение
этого понятия. В историко-этимологическом словаре современного русского языка термин «агрессия»
(от латинского - agressio) трактуется как нападение, приступ.
Слайд 11«Агрессивный» (франц. agressif) в словаре иностранных слов, характеризующийся актами насилия
и агрессии, угрожающий миру и безопасности народов; полный неприязни, ненависти,
вражды, угрозы.
Слайд 12В психологическом словаре агрессия рассматривается как мотивационное поведение, акт, который
часто может наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб
другим индивидам, вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, аномальное психопереживание.
Слайд 13Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая
борьба требует вышеуказанных волевых качеств. Таким образом мы отнесли понятие
«агрессия» к категории состояний.
Слайд 14Термин «состояние» применяется нами как временное положение, в котором кто-нибудь
или что-нибудь находится. Здесь выступает также значение термина как готовности
к действию.
Слайд 15Иными словами, агрессия представляет собой акты враждебности, атаки, разрушения, то
есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Слайд 16Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:
1) когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2) когда
нарушены нормы поведения.
Слайд 17Нарушения адекватности в поведении чаще вызываются непосильными требованиями общества к
личности, семьи к ребенку.
Слайд 18Проблема детской агрессивности должна рассматривается в связи с экспонированием социальной
агрессии, источники которого в данный момент широко представлены в окружающей
ребенка среде, в частности, в виде различного рода кино- и видеопродукции.
Слайд 19Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте
Слайд 20Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить
способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Слайд 21Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному, можно применить общие схемы,
но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.
Слайд 22Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного
результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При
малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии.
Слайд 23Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе
(холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). В характере уже
выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
Слайд 24Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к
нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания
матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию.
Слайд 25Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит
ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других
близких обратить на него внимание.
Слайд 26Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у ребенка есть только
два пути:
совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему
направлении;
восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном — с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.
Слайд 27Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не
сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко —
с помощью агрессии.
Слайд 28Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки
родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и
наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха.
Слайд 29Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою
агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым
реакциями окружающих и его страхом.
Слайд 30Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации
— стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это
имитация родительского поведения — ведь именно, подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения.
Слайд 31И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
Слайд 321. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные
и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и
авантюризмом. Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.
Слайд 332. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают
психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они
активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.
Слайд 34 3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей
отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая
осознанность своих действий. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения).
Слайд 354. Дети, склонные к проявлению негативизма
Ребят этой группы отличают повышенная
ранимость и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное
самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.
Слайд 36Английский психолог Дженни Лешли утверждает, что в какой-то период многим
малышам свойственна агрессивность. Их жизнь полна разочарований, которые взрослым кажутся
мелкими, но которые становятся всепоглощающими для ребенка. И наиболее удовлетворительным решением для ребенка может показаться и физическая реакция, особенно если у малыша ограниченная способность к самовыражению.
Слайд 37Физическая агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых.
Иногда настораживает только шум конфронтации. Если ребенок щиплется или кусается
исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные мерки — некоторые вполне определенно терпят агрессивность мальчиков больше, чем девочек
Слайд 38Социальная адаптация агрессивных детей
Слайд 39В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию
(интернализацию).
Слайд 40Под социальной адаптацией понимается процесс и результат активного приспособления индивида
к условиям новой социальной среды.
Слайд 41Интериоризация, или интернализация, — означает сущностное, глубинное включение индивида в
процесс, освоение его таким образом, что происходит органическое превращение норм,
стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.
Слайд 42Качество ухода в детском саду оказывает как приходящее, так и
долговременное влияние на социальное развитие ребенка и на успешность его
дальнейшего обучения.
Слайд 43Специалист, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении ребёнка, должен
избрать объектом своего внимания вовсе не не дезадаптацию, а причины
их возникновения, том числе социально-психологические.
Слайд 44Для оказания профессиональной помощи агрессивным детям необходимо следующее:
Слайд 45Во-первых, изучить социальное окружение ребёнка и провести социально- психологическую работу
с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и
другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Слайд 46Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, которые
нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию дошкольника.
Слайд 47В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения ребёнка.
Слайд 48Для того чтобы работа с агрессивным ребенком была эффективной, необходимо
соблюдение некоторых общих правил:
Слайд 49Позитивный настрой
Переключение на позитивные стороны в поведении дошкольника. Необходимо
собрать мнения о достоинствах ребенка
Слайд 50Доверительное взаимодействие
При взаимодействии ребёнок ведет себя в соответствии с законами
живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной
безопасности. Достижение доверия - первоочередная задача.
Слайд 51Субъективность взаимодействия.
Сделать семью маленького агрессора заинтересованным союзником всех позитивных изменений
в себе и собственной жизни.
Слайд 52Выявление причин
Конкретное поведение- это всегда следствие чего- то. Причина
агрессивности в поведении весьма значима, поэтому, устраняя только следствие, нельзя
добиться устойчивых результатов.
Слайд 53Последовательность во взаимоотношениях.
Слова и заявления должны соответствовать действиям. Например, если
советовать ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорить, что
дракой или ссорой ничего не доказать, но при этом кричать на ребенка и наказывать, то в результате непонимание и отчуждение между ребёнком и взрослым только увеличиться
Слайд 54Работа с агрессивными детьми может осуществляться в различных формах: профилактической
индивидуальной беседы, интервью, психологического консультирования, индивидуальной психотерапии, групповой психокоррекции.
Слайд 55В ряде случаев необходимо заключение врача для того, чтобы знать
о наличии или отсутствии медицинских проблем у данного агрессивного ребёнка.
Слайд 56Участие агрессивного дошкольника в психокоррекционных группах способствует его личностному росту,
самораскрытию, приобретению определенных знаний.
Слайд 57Индивидуальная реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги,
неуверенности, внутреннего дискомфорта и напряженности, а также повысить его самооценку,
помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.
Слайд 58Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях
Слайд 59В своей структуре дошкольное учреждение должно иметь несколько служб:
Слайд 60Медико-педагогическая служба (профилактическая работа в детском саду, проведение акций, правовых
игр, семинаров, досуговых мероприятий для семьи дошкольников, детей и пр.)
Слайд 61Служба социальной реабилитации (срочная социальная помощь, кладовая вещей, рейды, участие
в работе комиссии по делам несовершеннолетних, клуб для детей-инвалидов, организация
реабилитационной работы в клубах по месту жительства и пр.)
Слайд 62Служба медико-консультативной помощи (прием врачей, назначение консультаций 1 раз в
месяц).
Слайд 63Служба психолого-педагогической помощи семье и детям (групповая и индивидуальная консультативная,
психокоррекционная работа, помощь в профессиональном и жизненном самоопределении, коррекционная работа
с агрессивными детьми и пр.)
Слайд 64Все службы в своей деятельности, должны подчиняться заведующей ДОУ. Здесь
необходимы такие специалисты: социальный педагог, психолог, методист, логопед, педиатр, валеолог,
медицинская сестра.
Слайд 65Профилактическая и просветительская работа. Данная работа ведется как с ребёнком,
так и с педагогами и родителями. В рамках медико-педагогической службы
организуются выходы специалистов поликлиники в детские учреждения.
Слайд 66Специалист в процессе коррекции, должен решить следующие задачи:
1. Дать ребенку
возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
2. Научить ребенка понимать
переживания, состояния и интересы других людей.
3. Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Слайд 67Задача специалиста, работающего с семьёй агрессивного ребёнком, убедить в необходимости
изменений внутрисемейных взаимоотношений, стиля воспитания. Как правило, с родителями ведется
индивидуальная работа. По мере необходимости практикуются совместные консультации специалистов с детьми и родителями. При необходимости проводятся детско-родительские консультации, терапевтические занятия.
Слайд 68Диагностическая деятельность в детских учреждениях проводят с целью социологические опросы
среди детей, родителей, педагогов по различным дошкольным проблемам. В частности
проводиться опрос среди педагогов и родителей о причинах, вызывающих агрессию, вандализм, а также анкетирование по изучению детско-родительских отношений, отношений к ДОУ, взаимоотношений между сверстниками.
Слайд 69Деятельность специализированных учреждений по социальной реабилитации – это создание условий,
способствующих вовлечению детей и их семьи в нормальный жизненный процесс,
выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с окружающими, помощь в формировании активной жизненной позиции.
Слайд 71Агрессивное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушения социализации, появляющейся,
возможно, уже на раннем этапе детства.
Слайд 72Несвоевременное обнаружение начальных признаков агрессивного поведения и проблем в воспитании,
препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические
нарушения поведения.
Слайд 73Выводы:
Анализируя личность, агрессивного ребёнка отмечаем, что на ранних этапах развития
ядром агрессивного поведения, приведшим к неустойчивой эмоционально-волевой сферы личности, являются
недостатки семейного воспитания - жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность, непринятие, отторжение или гиперопёка своего ребёнка.
Слайд 742. В процессе социализации ребенок осваивает и активно воспроизводит общественный
социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения,
навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
Слайд 753. В процессе социализации возможны сбои, неудачи, результатом которых является
отклоняющееся поведение, в данном случае, агрессивное поведение в дошкольном возрасте.
Слайд 76Общество нарабатывает определённые механизмы, структуры и институты, позволяющие в какой-то
мере решать задачи нейтрализации деструктивных воздействий на подрастающего человека.