Слайд 1Игровой метод в общении и психическом развитии ребенка
Подготовила
Шушканова И.Ю.
Педагог-психолог
МДОУ №
133
Комсомольск-на-Амуре
2017 год
Слайд 2«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил
эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет
человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя!
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 3Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги
типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся
понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий.
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями, строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.
Слайд 4Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики
является непонимание
педагогами сущности ролевой игры,
её места в развитии у ребёнка
навыков учебной деятельности.
В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С. Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…».
ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Слайд 5ПРИМЕЧАНИЕ
Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его.
Затем нажмите значок "Вставка рисунка"
в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Существуют
различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет.
Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают.
Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.
Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:
Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!
А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?
Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …
Слайд 6Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать
игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры
с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности. Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности.
Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст).
Слайд 7Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к
участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования
игры в качестве формы обучения. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) интригующая обстановка.
Слайд 8Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.
Метод обучения
– это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых
детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.
Слайд 9Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный
характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения
принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.
Слайд 10К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор
картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из
ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.
Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.
Слайд 11Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от
цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей.
Но, следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
Игры, направленные на всестороннее развитие: схемы составления простых предложений, красочные схемы-алгоритмы составления описательных рассказов, дидактические пособия «Что сначала, что потом», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Что где находится», «Вокруг да около»(правильное употребление предлогов, «Скажи наоборот» (подбор антонимов, «Скажи по-другому» (подбор синонимов, «Мои любимые сказки» (составление сказки по сюжетной картинке, «Поляна фей», «Кто плывет на корабле?», «Бабушкино варенье» (образование относительных прилагательных, «Домики» (обучение согласованию существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ) различные формы, цвета и другие.
Слайд 12В психологической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры
- развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики
общения;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;
- коррекционно-развивающую: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 13Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических
функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время
закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
В своей работе я использую игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коррекцию самооценки, развитие произвольности; использую коммуникативные, дидактические, интерактивные игры. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения.
Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию детей всех категорий (с ОВЗ, норма развития, нарушение поведения и другие проблемы). Такие занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.
Слайд 14А теперь несколько слов об использовании игр и упражнений на
каждом этапе занятия.
1.Ритуал приветствия
Цели: выявление эмоционального состояния детей, создание
у воспитанников положительного эмоционального настроя и привлечение интереса детей к содержанию предстоящей деятельности на занятии. Активизация психической деятельности детей.
Например: «Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но здороваются они по-разному. В Таджикистане, гостю пожимают руку двумя своими в знак уважения.
В Саудовской Аравии хозяин дома после рукопожатия кладет свою левую руку на плечо гостя и целует его в обе щеки.
В Иране, пожав друг другу руки, люди прижимают свою правую ладонь к сердцу.
В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.
Индусы говорят: «Намасте!»
Японцы при встрече кланяются и говорят: «День настал».
Корейцы и китайцы спрашивают друг друга при встрече: «Ел ли ты сегодня?»
Слайд 15Полинезийцы гладят друг друга по спине при встрече, трутся носами.
Носами здороваются и жители Лапландии — они будто греют замерзшие
носы.
А некоторые индейцы приседают на корточки при встрече незнакомца и сидят так, пока он не заметит — это демонстрирует миролюбие. Иногда при этом снимали обувь.
Интересно здороваются жители пустыни Сахара они начинают здороваться на расстоянии: прыгают, кланяются, принимают странные позы — все для того, чтобы распознать намерения встречного.
В Австралии есть люди, которые приветствуют друг друга танцем.
Еще есть страны, где люди снимают шляпу, просто целуют друг друга ».
Итак, Дети садятся в круг, берут друг друга за руки и говорят: «Доброе утро». Потом «передаем по кругу» хорошее настроение: кладем руку на плечо соседа. Или использую игры типа: «Здравствуй!», «Улыбка», «Один за всех, все за одного», или желающие по очереди приветствуют всех каким-либо необычным способом (ладонями, пятками, кулачками, носами и т. д.), а следующий повторяет этот вариант приветствия.
Слайд 162. Упражнение разминка
Это такое упражнение, которое подготавливает детей к работе
на занятии, поднимает настроение, способствует раскрепощению.
Вариант:
Проигрывание эмоциональных состояний по карточкам,
пальчиковая игра.
«Ракета», «Ласковое имя», «Паровозик», «Дотронься до…..»
3. Основная часть
Упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки.
Вариант:
"Четвертый лишний" - направлена на развитие мышления, внимания, связной речи.
"Лабиринт" - направлена на развитие внимания.
"Что перепутал художник" - направлена на развитие внимания, связной речи.
"Назови одним словом" - направлена на развитие мышления
"Обведи по точкам" - направлена на развитие мелкой
моторики руки.
Слайд 17На этом этапе занятия могут применяться блиц-вопросы, связанные с темой
занятия; игры на развитие памяти и внимания. Например, с участием
куклы Минутки можно провести игру «Успей запомнить за минуту». Эта игра развивает зрительную память.
Хорошая игра для развития речи и памяти - «Добавь следующее». Ребенок называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относившееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и добавляет свое и так далее..
Проведение игр «Сделай так», «Кто у нас самый зоркий?», «Кто как кричит», «Что изменилось?», «Нос – ухо – потолок», «Живой - неживой», «Что получится?» (графический диктант) нацеливают на тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех воспитанников.
Слайд 184. Рефлексия
Осознание себя и своих действий.
Вариант:
Дети берут в руки определенный
предмет и по очереди высказываются по заданному вопросу:
- Какое у
тебя сейчас настроение?
- Что тебе понравилось на занятии?
Или Игра «Солнышко». Дети, стоя в кругу, кладут ладони друг на дружку в центр круга. Затем каждый, убирая свои ладони, произносит пожелания. Игра «Лента» – состоящая из цветных прямоугольников (по Люшеру), прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат, соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.
Таким образом, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются и корригируются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и
умения.
Слайд 19Игровые методы очень важны в период адаптации детей в детском учреждении.
В этот период активно участвую в проведении игр с детьми.
Это игры типа “Хоровод” и “Мыльные пузыри”, игры с песком и водой.
Начиная с двух - трех лет основная задача игр - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в нем доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Комплексное использование игровых методов разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у детей элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, к игре стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра –это очень серьезная деятельность детей, которая помогает ребенку утвердить и реализовать себя в этом мире.