Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»
Г. Братска
Иркутской области
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ
Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Леонова Виктория Юрьевна
Братск, 2015
«Искусство
в буддийской культуре»
Слайд 2
Архитектура
Скульптура
Живопись
Декоративно-прикладное искусство
Искусство
Искусство – особый способ познания и отражения
действительности,
одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры
человека,
многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Слайд 3Архитектура
Ступы - это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие
чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад и служили
в качестве курганов для захоронения праха и реликвий умерших вождей и великих людей. Они способствуют процветанию местности, где они сооружены, и приносят пользу и благополучие всем существам, особенно тем, кто посещает их осознанно.
Слайд 4Ступы
В России ступы есть в традиционных буддийских регионах Калмыкии, Бурятии,
Тувы. Самая большая, семиметровая, ступа находится в Элисте.
Иркутск
Слайд 5Пагоды
Пагоды характеризуются многоуровневой башней Пагоды характеризуются многоуровневой
башней с несколькими карнизами, они распространены во всем мире и
в России.
Слайд 6Мандала
Мандала - графическое изображение дворца того или иного
просветленного божества. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать
для последующего воспроизведения в медитации.
Слайд 7Разметка мандалы
Мандала строится на специальной
платформе. Главные линии наносятся с помощью нити. Эта нить опускается
в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.
Слайд 8Нанесение песка
Каждый монах сидит на месте, соответствую-
щем определенной стороне света и отвеча-ет за определенную часть
мандалы. Нанесение песка начинается от центра к переферии. Если один монах успевает сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждет остальных, либо помогает им.
Слайд 9Инструменты
Формирование узоров мандалы происходит при
помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус
монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.
Слайд 10Разрушение мандалы
Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам
ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, ведь ее главное назначение
- служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.
Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего.
Слайд 11Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный
многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи
в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы приподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.
Слайд 12Тханка
На заранее подготовленном холсте красками из цветов или кореньев, из
порошка цветных и полудрагоценных камней пишется картина с характерной шелково-матовой
поверхностью. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотого порошка.
Это также небольшое по объему"создание мастера", изображение Будды. Танки больше чем ладонь, пишутся на холсте обшиваются тканью и хранятся в свитке.
Слайд 13Этапы создания тханки
Создание план-схемы рисунка
Нанесение чернового наброска божества и ландшафта
Набросок
обводится чернилами
Изображение объектов и ландшафта
Заштриховка Тханки
Применение Золота
Обрисовка
Открыть Глаза Божества
Изображение тибетских
слогов на обратной стороне Тханки
Окантовка парчой
ОСВЯЩЕНИЕ
Слайд 14Создается танка тщательно и неспешно. Грунтованный раствором костного клея и
мела холст шлифуется, желательно драгоценным камнем, пока поверхность не станет
гладкой, как кожа младенца. Вначале короткими мазками прописывается ландшафт. Когда создан светящийся мир чистой страны, в нем появляется Будда. Традиционно он в центре композиции. Древние мастера считали, что чем больше труда вложено в работу и чем больше затрачено времени и средств (используются золото, драгоценные камни, реликвии), тем ощутимее влияние танки, ee сила..
Слайд 16Скульптура
Деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая скульптура является объектом
молитвенного поклонения.
Слайд 17Скульптура
При изображении Будды скульптор должен учитывать 32 основных признака «Великого
человека» и 80 вторичных «признаков большой красоты»: Ушниша, удлиненные мочки
ушей, глаз мудрости и т.д.
Слайд 18. Буддийские статуи могут быть расписаны целиком либо частично. Сама
роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является
подношением тому Будде, который запечатлен в статуе.
Также традиционно статуе подносится одежда. Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй особый костюм из драгоценной парчи.
Слайд 19Декоративно - прикладное искусство
пурбу
капала
ваджра
бумпа
Слайд 20Декоративно - прикладное искусство
Формы Будды и божеств могу быть мирные,
полудневные и гневные (обладающие силой и способностью преобразовывать все обыденное
и мешающее в полезное и развивающее). Суть каждой формы – сочувствие.