Слайд 1
Использование игр и упражнений с песком на занятиях
учителя-дефектолога
Ерилина Анна Вадимовна,
учитель-дефектолог,
первая квалификационная категория
Слайд 2В процессе проведения коррекционно-развивающей работы мы отмечаем у детей с
задержкой психического развития недостаточную сформированность познавательного интереса к занятиям, а
также нарушения произвольности психических процессов, таких как память и внимание. Использование на занятиях игр с песком вызывает у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым и позволяет формировать произвольность психических процессов.
Слайд 3Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения у детей с
задержкой психического развития, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной
задачей. Игра с песком позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Широкие возможности использования песка на занятиях оказывают на ребенка и глубокое эмоциональное воздействие, обогащают его мыслями и чувствами, побуждают к высказыванию, направляют его, конкретизируют образы рассказа, помогают воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствуют развитию воображения (т.к. можно передвигать объекты, добавлять их), помогают обыграть сказку, придумать рассказ и т.д.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Слайд 4Игры с песком оказывают существенное влияние на развитие мелкой и
общей моторики, познавательной и речевой деятельности, понимание причинно – следственных
связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Слайд 5
Цель игр и упражнений с песком: развитие у детей дошкольного
возраста тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речевой деятельности,
формирования знаний об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений.
Слайд 6Требования к занятиям:
1.Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей, для
чего необходимо расширить ориентировочную часть (особенно на начальных этапах работы).
2.Направленность
коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие.
3.Обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий ледагога а затем уже в сочетании с собственной речью.
4.Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий.
5.Использование достаточно большого количества наглядного материала.
6.Рзвитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
7.Развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Слайд 7
Занятия по ФЭМП
Игры с песком помогают детям лучше усвоить количественные
представления, сенсорные эталоны.
Слайд 8Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим
Используем игры по
составлению предложений по демонстрации действий с песком.,игры направленные на пополнение
активного словаря ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, предлогами и т.д
Слайд 9Занятие по звуковой
культуре речи
Игры на узнавание и различение неречевых
звуков:
а) комментарий пелагога+ звукозапись + действия ребенка в песке.
б) звукозапись
+ действия ребенка или группы детей.
в) комментарий ребенка + звукозапись (по его желанию) + действия группы детей.
Слайд 10Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия
Тактильная форма ощущений является
у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через
кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое, мягкое – твердое и др. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим. Тактильно–кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.
Слайд 11Занятие по обучению грамоте
Вы можете закапывать и откапывать буквы.
Сгребая песок рёбрами ладоней, на его поверхности можно формировать (лепить)
буквы. Можно выводить их палочкой или пальцем. Можно построить целый город букв и придумать про них сказку