Слайд 1Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития воспитанников с
ОИН.
Учитель –логопед
ЧирковаЕ.В
2016г.
Слайд 3Актуальность
Установлено, что активное применение фольклора в коррекционной работе способствует гармоничному
развитию личности ребенка с различными отклонениями в речевом развитии и
интелектуальном. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с УИН. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Слайд 5Задачи:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
развитие фонематического
слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую
оболочку слова);
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;
Формирование грамматического строя речи;
Развитие связной речи дошкольников;
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Слайд 6
Использование малых фольклорных форм по возрастам.
Второй год обучения:
Колыбельные песенки, прибаутки,
народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая...», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала
уточка...», «Ветерок-ветерок...», «Идет коза рогатая...»
Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.
Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»?»; С. Маршак. «Усатый-полосатый», «Кто с крылечка сойдет», «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»; К. Чуковский. «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе»; К. Ушинский. «Два козленка», «Уточки», «Коровка»;
Слайд 7Третий год обучения
Считалки: «Гори-гори ясно...», «Аты-баты...», «Раз, два, три, четыре,
пять...», «Мы делили апельсин...», «Колечко, колечко, выйди на крылечко...».
Сказки, стихи,
рассказы: «Волк и семеро козлят», «Пых»; В. Сутеев. «Под грибом», «Елка», «Цыпленок и утенок»; М. Клоков. «Мой конь», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков. «Я под краном руки мыла.:.»; С. Маршак. «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;
Слайд 8Четвертый год обучения
Народные и авторские сказки, рассказы, стихотворения, считалки, загадки,
пословицы: «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»; С. Михалков. «Три поросенка»; Ш. Перро. «Золушка»; X. К. Андерсен. «Гадкий утенок»; 3. Александрова. «Шутка»; К. Чуковский. «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Радость», «Путаница»; Б. Житков. «Храбрый утенок»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Э. Успенский. «Если б был бы я девчонкой...»; М. Бородицкая. «Убежало молоко»; Н. Носов. «Мишкина каша»; A. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»; Н. Павлова. «Земляничка»;
B. Бианки. «Лис и мышонок»,
Слайд 9Фольклор на этапе постановки звука.
« Слонёнок»
Буду подражать слону!
Губы «хоботом»
тяну
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю
Вытянуть губы вперед
«трубочкой».
Удерживать так 5-7 с.
Слайд 10«Лягушка»
Тянем губки прямо к ушкам,
Как весёлая лягушка!
На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в
таком положении под счет от 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.
Слайд 11Малые формы фольклора на этапе автоматизации ( считалки, пословицы и
др)
Слайд 12Этап дифференциации(сказки, диалоги скороговорки)