Слайд 1Шарипова Ольга Васильевна
Педагог высшей категории
Одаренный ребенок
Слайд 3Понятие одаренности:
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 4Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение
деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность
отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Одаренность - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
Слайд 5Одаренный ребенок -
- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Слайд 6Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются
в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действий.
Два аспекта поведения одаренного ребенка:
Инструментальный - характеризует способы его деятельности
Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности
Слайд 7
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают
ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
Для поведения одаренного ребенка характерно главным образом новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
Слайд 82. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности
“все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной
системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
Слайд 93. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе,
свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность в сложном
видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Слайд 10Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам,
звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Слайд 113. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной
информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность
к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Слайд 13Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:
Слайд 14 К основным видам деятельности относятся:
Слайд 16По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную
одаренность.
Слайд 17По критерию “форма проявления” можно говорить о:
явной (Достижения ребенка
столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.)
скрытой одаренности
(проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме)
Слайд 18По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить:
Слайд 19По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать:
Слайд 20Принципы и методы выявления одаренных детей:
комплексный характер оценивания разных
сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
Слайд 21использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие
влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
подключение
к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Слайд 22 Факторы, влияющие на развитие одаренности:
Слайд 23Проблемы одаренных детей:
Наиболее часто встречаются проблемы:
- общения,
социального поведения,
- дислексия - слабое развитие речи
- эмоционального развития,
-
дисинхронизация развития
- физического развития,
- саморегуляции,
- отсутствие творческих проявлений,
- трудность профессиональной ориентации,
- дезадаптации
Слайд 24В процессе обучения и построения своей деятельности педагог:
разрабатывает гибкие,
индивидуализированные программы;
создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе, классе;
предоставляет детям обратную связь;
использует различные стратегии обучения;
уважает личность;
способствует формированию положительной самооценки ребенка;
уважает его ценности;
поощряет творчество и работу воображения;
стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
проявляет уважение к индивидуальности ребенка.