Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
г. Павлово
Исследовательская деятельность
как необходимое условие в развитии
универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС 2 поколения
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №10
ДЕМЕНТЬЕВА Ольга Жановна
Слайд 2Актуальность темы
В требованиях ФГОС второго поколения чётко ставится задача достижения
предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского
характера, начиная с младших школьников. Важное значение для достижения этой цели имеет организация учебной деятельности исследовательского характера.
Слайд 3Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся,
прежде всего, в личностном развитии учащихся. Исследовательская деятельность в современной образовательной
практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Слайд 4Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на
познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.
Слайд 5Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний,
овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не
было. При такой работе включаются практически все виды УУД. Только знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.
Слайд 6
Исследования ученых показали,
что человек запоминает :
10 % того, что
он читает,
20 % - из того, что слышит,
30
% - из того, что видит,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,
90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Слайд 7В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
-учатся умению самостоятельно добывать знания;
-испытывают
потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной
инициативе, без внешнего стимула;
-развивают навыки самоорганизации;
-формируют адекватную самооценку;
-приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
-осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Слайд 8Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся
к этой деятельности.
Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся
наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
Слайд 9В процессе исследовательской деятельности формируются различные обще-учебные
умения и навыки:
Рефлексивные
Поисковые
Оценочные
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Коммуникативные
Презентационные
Слайд 10Реализация
исследовательской деятельности
Урок
Внеурочная деятельность
Внеклассная работа
Слайд 11
Эффективные урочные формы организации исследовательской деятельности
Применение исследовательского метода обучения
Проведение нестандартных
уроков
Проведение учебного эксперимента
Решение нестандартных логических задач
Домашнее задание исследовательского характера
Слайд 12
Эффективные внеурочные формы организации исследовательской деятельности
Кружковые занятия
Школьные ученические
научно-исследовательские общества
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
Учебно-исследовательская
деятельность как составная часть учебных проектов
Слайд 13
Этапы организации исследовательской деятельности
Мотивация исследовательской деятельности;
Постановка проблемы;
Сбор фактического материала;
Систематизация и
анализ полученного материала;
Выдвижение гипотез;
Проверка гипотез;
Доказательство или
опровержение гипотез
Слайд 14Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и
навыков исследовательской деятельности.
Оценивать можно:
-степень самостоятельности в выполнении различных этапов
работы над учебным исследованием;
-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
-степень осмысления использованной информации;
-оригинальность идеи;
-осмысление проблемы и способ ее решения;
-формулирование цели исследования;
-владение рефлексией;
-творческий подход в процессе работы.
Слайд 15Умения, необходимые при организации учебно-исследовательской деятельности
Умение организовать свою работу;
Умения и
знания исследовательского характера;
Умения работать с информацией;
Умение представить результат своего труда
Слайд 16Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя
и родителей. Цель ее– создание благоприятных условий для развития творческой
личности.
Слайд 18 С целью развития исследовательских способностей учащихся в нашей школе
была разработана программа кружка ««Всезнайка» для учеников 2- 4 классов.
Программа составлена на основе учебного пособия автора А.И.Савенкова «Я –исследователь»
Слайд 19
Работа по организации исследовательской деятельности начинается с проведения диагностики по
изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создается
образ класса, планируется дальнейшая работа.
Слайд 20С первых занятий кружка ребята знакомятся с теоретическими понятиями: исследование,
открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность, эксперимент, гипотеза,
схемы, результат, защита, доклад. Они практикуются в исследовательских заданиях: экспресс-исследованиях, играх – исследованиях, мини-исследованиях, учатся проводить наблюдение, делать опрос, ставить простейшие опыты.
Слайд 21
Примерная тематика мини-исследований
Слайд 22Занимаясь исследовательской деятельностью ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут
информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают
в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Слайд 23 Особого внимания требует завершающий этап исследовательской деятельности - защита
своей работы. Свои проекты дети защищают на школьных, районных, городских
и областных конференциях. Ребята с начальных классов приучаются к публичным выступлениям и отличаются мобильностью, динамизмом, умением аргументировать свои суждения.
Слайд 25
Выполнил:
ученик 2 Б класса МБОУ СОШ № 10
Руководитель: Дементьева
О.Ж.
Исследовательская работа
на тему:
Как продлить жизнь
мыльным пузырям
?
Слайд 26Исследовательская работа на тему:
"Зачем ежу яблоки на спине"
Работу
выполнила: ученица 3 Б класса МБОУ СОШ №10 Сорокина Екатерина
Слайд 27Исследовательская работа
на тему
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Выполнил ученик 3Б класса МБОУ СОШ
№ 10
ЛАЗАРЕВ Антон
Преподаватель
ДЕМЕНТЬЕВА О.Ж.
Р
А
Д
У
Г
А
Слайд 28Работу выполнил ученик 4 Б класса
МБОУ СОШ №10 Шитов
Алексей,
Научный руководитель – Дементьева О.Ж.
Исследовательская работа
О чем
«говорят» кошки?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Слайд 29Исследовательская работа
К какому виду породы лайка
относится моя собака?
Выполнил ученик
4 б класса МБОУ СОШ № 10 Лобанов Михаил Владимирович
Руководитель:Дементьева
Ольга Жановна
Слайд 30Чем отличаются фрукты от овощей?
Работу выполнил
Шитов Алексей Юрьевич,
3
Б класс
Научный руководитель –
Дементьева О.Ж.
МБОУ СОШ № 10
г. Павлово
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
работа
Слайд 31
Исследовательская работа
Почему черепаха медленно
передвигается
Выполнила: Володина Екатерина
4 Б
класс, МБОУ СОШ№ 10
Руководитель: Дементьева О.Ж.
Слайд 32Исследовательская работа:
Трудна ли жизнь у кошек?
Работу выполнила ученица 4
Б класса МБОУ СОШ №10 Путихина Екатерина
Руководитель: Дементьева Ольга Жановна
Слайд 33 Если ученик сумеет провести исследование, справиться с работой над
учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он
окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям.
Слайд 34Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть
учить себя. А исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального
эффекта.