Слайд 1Исследовательская
деятельность
учителя
начальных
классов
Дорониной Татьяны Михайловны
Слайд 2Тема исследовательской деятельности :
«Работа над формированием навыков качества чтения
младших школьников»
Слайд 3
Цель исследования : определить возможность использования системы развития читательских умений
по формированию навыков качества чтения.
Объектом исследования – является скорость, осознанность,
выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения.
Предмет исследования : процесс формирования читательских умений
Гипотеза исследования: уровень сформированности навыков качества чтения младших школьников повысится, если:
- уточнена сущностная характеристика понятия «навык чтения» (компоненты) ;
- учитываются возрастные особенности младших школьников по восприятию графической формы слова и пониманию прочитанного;
- разработана и внедрена система умений по формированию навыков качества чтения младших школьников.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1.Изучить литературу по вышеуказанной теме.
2. Разработать, апробировать и внедрить систему умений , способствующую развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.
3.Провести исследование уровня сформированности умений через навыки качества чтения в классе.
4.Разработать методические рекомендации для учителей по эффективной организации процесса формирования навыков качества чтения младших школьников.
Слайд 4Структура исследовательской деятельности
1.Теоретический аспект проблемы , включающий :
- изучение методической
литературы, раскрывающей понятие «навык чтения» , этапы становления навыка чтения,
работу над правильностью, беглостью и сознательностью чтения;
- разработать систему читательских умений по формированию навыков качества чтения.
2. Исследовательская деятельность:
- определение уровня сформированности навыков качества чтения на начальном этапе(констатирующий эксперимент);
- внедрение системы читательских умений по годам обучения(2009- 2013 г);
- результативность формирования умений через навыки качества чтения;
- мониторинг уровня сформированности умений.
3.Выводы. Заключение.
Слайд 5 Система умений по формированию навыков качества чтения(1 полугодие 1
класс)
Процесс совершенствования навыка чтения чрезвычайно трудный. Поэтому
нужно вводить специальные тренировочные упражнения:
Психологические упражнения.
Упражнения на развитие зоркости.
Артикуляционная гимнастика.
Метод динамического чтения.
Упражнения на развитие антиципации.
Упражнения на развитие речи без повторов.
Упражнения на развитие сознательности чтения.
1). Психологические упражнения.
Упражнения «Поза», «Расслабиться».
2). Упражнения на развитие зоркости.
Это упражнения вида:
1.Какая буква, слог, слово лишние ?
-а, у, о, р, ы.
- ма, ра, ла, ни, са.
- река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
3.Работа с предложением.
Лара Лара сама мыла раму.
сама
мыла
раму.
В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором ;
Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю вкапывать,
Слайд 6 Как поливать,
Как с крапивой бороться.
3). Артикуляционная
гимнастика.
(Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции).
Чтение
шепотом и медленно:
ра – ра – ра – начинается игра.
ры – ры – ры – у нас в руках шары.
Чтение тихо и умеренно:
арка – арца
арта – арда
арла – арба
арфа – арва
Чтение громко и уверенно:
моль – соль – толь – боль
почка – почва – почта
дверь – зверь – червь
Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра … Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда … Га, га, га!
Наши курочки в окно … Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним утром по утру
Нам споёт … Ку – ка – ре – ку!
Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно, и др.
4.Метод динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами (про себя).
Слайд 71). Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.
2). Упражнения
с фиксацией зрения на средней линии.( ряде чисел)
5. Упражнение на
развитие антиципации. (смысловой догадки )
1 Закончи пословицы.
Дома и стены _ _ .
Век живи, _ _ .
Готовь сани летом, _ _ .
2 Восстанови слова.
3 Чтение предложений текста с пропущенными словами.
Собака грызет _ _.
Завтра у нас будут _ _.
Папа забивает _ _.
6. Упражнения на развитие чтения без повторов.
1. Чтение с закладкой.
Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.
2. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СнеГИри
ВОРобьИ ТетЕрЕВочЕК
3. Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
СНЕ/ГО/ПА/ДЫ
СНЕ-ГО-ПА-ДЫ
4. Постоянное наращивание слов.
лес
лесок
перелесок
5. Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур, как сг,
ссг, сссг (с – согласный, г – гласный )
Слайд 8 7. Упражнения для развития темпа ( скорости ) чтения.
1. Чтение «эхо».
2. Чтение «канои».
3. Чтение «спринт».
Памятка.
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Чтение – разводка, с целью обучения детей вертикальному чтению.
Жужжащее чтение.
Чтение с простукиванием ритма.
Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Упражнения на развитие осознанности чтения.
С этой целью можно использовать логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать.
1. Назови одним словом.
Чипс, грог, сова, ласточка, стриж - … .
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - … .
Шкаф, варежки, фуфайка, пальто - … .
2. Раздели слова на группы.
а) заяц б) корова в) апельсин
горох шкаф автобус
ёжик стул абрикос
медведь коза яблоки
капуста диван автомобиль
волк овца трамвай
огурец стол
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыков чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда–то ребёнок открывает в нём что–то новое, что не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Слайд 9Система умений по формированию навыков качества чтения (2 полугодие 1
класс)
Слайд 20
Результаты проведённых мониторингов отражены в гистограммах, из которых
наблюдается положительная динамика: СОУ повысилась на 30%
КЗ повысилось на42%
Это обуславливается систематической работой над текстом, выразительностью чтения.
Слайд 21Система умений по формированию навыков качества чтения (2 класс)
Слайд 28Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Осень –
рыжая лиса по жайляу бродит
М. Д. Зверев «Хлопот полон рот у природы»
Цель: умение понимать изобразительно - выразительные средства
Учитель
Почему слово «Осень» написано с большой буквы?
Дети
Потому что об Осени говорится, как о живом существе.
Учитель
Как называется этот приём в литературе?
Дети
Олицетворение. Олицетворение – это такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Учитель
Найдите и выпишите слова и выражения, которые говорят об Осени, как о живом существе.
Дети
Девица – красавица, волшебница, сверкает радостной улыбкой, несётся по лесу, мчится, хмурится, печалится, шуршит сердито листьями , участливо спрашивает, бегает.
Слайд 29Тема: Мы в ответе за всё живое на планете
Кубинская сказка «Как человек с землёй
поспорил»
Цель: умение раскрывать основную мысль при устном высказывании
Учитель
Сформулирована ли основная мысль в сказке?
Дети
Да. Надо очищать ручейки от мусора, ухаживать за землёй, не рвать цветы.
Учитель
Найдите в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.
Дети
Чтобы жить, надо не только брать, но и отдавать свою любовь и заботу соседям по планете.
Слайд 30Тема: Ласковые руки и добрые сердца
В.К. Железников «Рыцарь»
Цель: умение передать слушателям главную мысль
при чтении
Учитель
О чём этот рассказ?
Дети
Рассказ о том, как Саша заступился за свою бабушку.
Учитель
Как надо прочитать слова мальчика, чтобы передать слушателям основную мысль?
Дети
Решительно, твёрдо и ничего не боясь.
Учитель
Найдите в тексте эти слова и прочитайте.
Дети
…Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:
- Если вы ещё раз когда– ни будь закричите на мою бабушку, я вас…. я вас ударю!
Он кричал высоким тонким голоском. Вот сейчас что – то должно было случиться….Саша стоял, как дикий зверёк, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все- все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие…
Слайд 31Тема: Разноцветная ярмарка
Чистоговорки, скороговорки,
считалки , потешки, загадки
Цель: умение выражать свои мысли правильно, точно
Учитель
Многие
поэты сочиняют песенки, потешки, прибаутки. Попробуйте и вы.
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая …..
Дети кашка
Учитель
Придумайте конец считалки.
За стеклянными дверями
Стоит Бобик с пирогами.
- Бобик, миленький дружок,
Дети
Съешь скорее пирожок!
А потом иди играть
И водилку выбирать!
Учитель
Придумайте свою считалку.
Дети
Вышла кошка на крылечко помяукать, как овечка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Ты мяукаешь опять.
Учитель
Допишите скороговорку.
Простокваши дали Клаше.
Недовольна Клаша:
- Не хочу я …
Дети
простокваши.
Слайд 32Учитель
Дайте просто…..
Дети
каши.
Учитель
Придумайте чистоговорку по данному началу:
Ща-ща-ща - мы несём домой
Дети
леща.
Учитель
Шу-шу-шу - я письмо
Дети
пишу.
Учитель
Оч-оч-оч – наступила
Дети
ночь.
Учитель
Ать-ать-ать – мы
идём
Дети
гулять.
Учитель
Придумайте загадки о предметах, которые вы хорошо знаете.
Дети
Полосатый мяч на поле лежит. (Арбуз)
Зелёная лампочка на ветвях висит .(Груша)
Золотая шишка из лоскутков сшита. (Ананас)
Слайд 33Тема: Белоснежная царица всё покрыла серебром
«Русская народная сказка «Морозко»
Цель: умение
плавно орфоэпически читать без искажений
Чтецкая зарядка
воду носила печёт блины
скотину поила – кормила кинулась встречать
печь топила заголосила
избу мела (падчерица) (старуха)
зубами стучит
руки, ноги
отмёрзли
окостенела
(старухина дочь)
заплакал пощёлкивает
испугался постукивает
обрадовался спрашивает
(старик) (Морозко)
Слайд 34Тема: Весна – утро нового года
Цель: умение творчески работать по
тексту
Учитель Сочините рассказ о том, как зимовали звери в
лесу.
Опишите приход весны в родном крае.
Слайд 36Уровень сформированности каждого умения повысился
Слайд 37Наблюдается положительная динамика
Слайд 39Наблюдается положительная динамика:
СОУ повысилась на 10%
КЗ осталось на
одном уровне
Слайд 40Система умений по формированию навыков качества чтения (3 класс 2011-2012уч.
г.)
Слайд 41Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Сказка –
умница и прелесть, с нами рядышком живёт. Е. Шварц «Сказка
о потерянном времени»
Цель: умение творчески работать по тексту
Слайд 45Вывод: наблюдается отрицательная динамика. Это обуславливается пропуском занятий по болезни
и отсутствием контроля со стороны родителей.
Слайд 46Система умений по формированию навыков
качества чтения (4 класс- 2012-
2013 учебный год)
Слайд 54Фрагменты работы над темами по формированию читательских умений
Тема: Казахская литература.
С. Сейфуллин «Домбра»
Цель: умение при чтении передать слушателям главную мысль
Слайд 55Тема: Писатели и поэты XIX – XX вв. детям. Р.
Киплинг «Рикки- Тикки - Тави»
Цель: Умение высказывать оценочное суждение.Умение раскрывать
основную мысль при устном высказывании.
Слайд 56Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане,
о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о
прекрасной царевне Лебеди»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства языка
Учитель:
Если эпитет – это красочное определение, то является ли выделенное слово эпитетом?
а)В синем небе звёзды блещут. (нет)
б)Натянул на лук дубовый… (нет)
в)Город новый златоглавый… (нет)
г)С грустной думой на лице… (да)
д)… чудный остров навестить (да)
е)А под ней хрустальный дом… (нет)
ж)Царь ступил на двор широкий… (нет)
Слайд 57Тема: А. С. Грин «Алые паруса»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства
языка
Учитель:
Впиши сравнения
а) Эгль всесторонне рассматривал яхту с любопытством (слона),
поймавшего бабочку.
б)Глаза незнакомца были серые, как (песок), и блестящие, как (чистая сталь), с взглядом смелым и сильным.
в)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста как полёт (ласточки)
г)- Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, как свист (стрелы) или шум морской (раковины)
Слайд 58Тема: К. Г. Паустовский «Стальное колечко»
Цель: умение понимать изобразительно-выразительные средства
языка
Учитель:
Укажите изобразительно – выразительные средства языка, использованные автором
а) Паровоз
с размаху налетел на станцию. (олицетворение)
б) – Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит! (метафора, эпитет)
в) Горячий свет бил в оконце. (олицетворение, эпитет)
г) Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче. (олицетворение)
Вывод: Дети справились с заданиями без затруднений, т. к. умеют понимать изобразительно – выразительные средства языка.
Слайд 59Вывод:
Результаты представленной диаграммы показывают, что уровень сформированности читательских умений
повысился и находится на доступном уровне
Слайд 60Вывод: из диаграммы видно, что темп чтения у учащихся повысился
Слайд 61Вывод : из приведённой диаграммы видно, что на конец года
учащиеся читают только целыми словами и слог + целое слово
Слайд 62Вывод : наблюдается положительная динамика
Мониторинг СОУ и КЗ навыка чтения
2012 -2013г.
Слайд 63Сравнительный мониторинг уровня сформированности читательских умений
Слайд 64Сравнительный мониторинг способа чтения
Вывод: наблюдается положительная динамика
Слайд 65Сравнительный мониторинг скорости (темпа) чтения
Слайд 66Сравнительный мониторинг СОУ и КЗ навыка чтения
Слайд 67 Заключение
Таким образом, проведенная мною в течение нескольких лет систематическая
работа по теме ««Работа над формированием навыков качества чтения младших
школьников», дала свои результаты. Мои ученики научились самостоятельно высказывать оценочные суждения, повысился темп чтения,улучшился способ чтения, развилась оперативная память и творческое мышление, научились выражать свои мысли правильно и точно, раскрывать основную мысль при устном высказывании ,плавно орфоэпически читать без искажений, при чтении передать слушателям главную мысль, понимать изобразительно-выразительные средства языка, творчески работать по тексту.
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.