Слайд 1Изучение
личности
младшего
школьника
Другова З.А.,учитель Чайкинской общеобразовательной школы Симферопольского района республики
Крым
Слайд 2 Функции диагностики
Информационная функция
диагностики заключается в том, чтобы:
выявить относительный уровень развития ребёнка;
выявить
уровень состояния педагогического взаимодействия;
определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:
способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:
иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Слайд 3 Правила диагностики
Содержание диагностической методики
должно предполагать ожидаемый результат.
Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать
широкое поле исследовательской деятельности.
Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Слайд 4
Основные задачи диагностики
в начальной школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка;
2
.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Слайд 5Диагностические методы изучения личности
младшего
школьника
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения
со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом. Ориентир на развитие личности ученика не только вызывает, усиливает интерес к его изучению, но делает это необходимым в работе учителя. В центре — ребенок, уровень и особенности его развития, зная которые, мы можем прогнозировать, выстраивать индивидуальное обучение, создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса. В этом мне помогают диагностические методы изучения личности учащегося.
Слайд 7Методы психолого-педагогической диагностики
Беседа
является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать
важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Слайд 8Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде
деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная
ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям
Слайд 9Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе,
значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния
коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Слайд 10 Изучение семьи
Диагностические методики изучения семьи
учащихся.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и
способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос находим у В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях. «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика: общие сведения и родителях, жилищные условия семьи, её материальная обеспеченность, семейные традиции, авторитетность семьи в глазах ребенка, положение ребенка в семье.
Изучение семей учащихся позволяет учителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Я использую различные методы психолого-педагогической диагностики.
Слайд 11Алгоритм изучения семьи
1. Состав:
1) полная
- с 1
ребенком,
- с 2 однополыми,
- с 2 разнополыми,
- со старшими
членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2) многодетная:
- с 3 и более несовершеннолетними детьми,
- со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),
- неполная,
- родители разведены и т.д.
3) неполная:
- с 1 ребенком,
- с 2 однополыми,
- с 2 разнополыми,
- родители разведены -в семье мачеха -в семье отчим
- со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)
2. Стадия жизненного цикла:
- зрелая,
- молодая,
- пожилая.
3. Порядок заключения брака:
- первичный,
- повторный
Слайд 124. Жилищно-бытовые условия:
- условия проживания (количество комнат, жилье частное или
государственное),
- благоустроенность жилья,
- имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место
в квартире, доме,
- соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.
5. Материальная обеспеченность:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком (обеспеченная);
- с низким материальным достатком (малообеспеченная);
- нуждающиеся (за чертой бедности).
6. Воспитательный потенциал семьи:
- сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;
- неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья;
- слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья;
- негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья.
7. Характер взаимоотношений в семье:
- между взрослыми членами семьи;
- между другими членами семьи и учащимся;
- позиция учащегося в семье;
- отношение учащегося к родителям
Слайд 131.Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная
атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство
педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2.Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
3.Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Анкета
«Что тебе дороже всего
в жизни?»
Анкета позволяют выстроить достаточно объективную ценностную шкалу.
Высказывания детей показывают, насколько велика ответственность родителей в становлении личности сына или дочки. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, спокойно, он хочет любви, понимания, уважения.
Рисуночный тест.
«Выходной день в моей семье»
Мама
Кухня уборка
рынок
Я
Компьютер
Улица
друзья
Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему: «Выходной день в моей семье», «Наша семья». Затем и родителям, и детям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги. В круг нужно поместить предметы, а также членов семьи, которые что-либо выполняют.
Это может выглядеть так:
Рисуночная диагностика “Выходной день в моей семье “.
Слайд 16
Анкета
Если бы ты стал волшебником, какие три
желания выполнил для своей семьи?»
Цель: выявить желания, интересы, направленность ребенка
На
мой вопрос: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил для своей семьи?», ребята отвечают:
Чтобы все были здоровы;
Чтобы мама улыбалась;
Чтобы приходили гости;
Квартиру большую;
Все у нас хорошо, только денег не хватает, побольше бы.
«А что бы ты пожелал своей семье?»:
Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок;
Быть вместе;
Праздники выходные проводить вместе;
Вместе гулять и играть;
Были бы ещё братик или сестренка;
Иметь дома животных;
Больше денег.
Слайд 17 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.
Личность
Друг из сказки
Цель: выяснить, какие качества личности ценятся, выявить мотивы выбора.
Ребятам предлагается выбрать себе друга из героев названных сказок и объяснить, почему выбор пал именно на этого героя. Петушок из сказки «Золотой петушок» А. С. Пушкина; Портняжка из сказки «Голый король» братьев Гримм; Золушка из сказки «Золушка» Ш. Перро; Знайка из сказки «Незнайка в солнечном городе» А. Волкова. Список можно продолжить.
Заметим: если ребенок ни на одном из предложенных героев не остановил свой выбор, он может назвать своего героя.
Слайд 18 Методика «Письмо»
Цель: выяснить, что волнует
ребенка, о чем он думает, чего хочет; кого считает другом,
доверенным лицом.
Детям предлагается написать письмо любимому сказочному герою и рассказать в нем ,что захочется
Слайд 19Методика «Терем-теремок»
Цель: выяснить, на кого, на что ориентируется ребенок в
ситуации затруднения.
Детям предлагается воображаемая ситуация: «Представьте себе, что вы
заблудились в лесу. Вы расстроены, напуганы. И вдруг совсем неожиданно вы из лесной чащи выходите на солнечную поляну, на которой стоит домик. Скажи, кого ты хотел бы встретить в нем? Почему?».
Слайд 20Анкета «Мои желания»
Анкета «Мои желания»
Цель: выявить
желания детей, их направленность.
Из списка разных желаний предлагается выбрать «свои»
желания:
— стать известным в школе, городе, стране, мире; .
— иметь много друзей;
— приносить радость близким людям;
— заниматься любимым делом;
— иметь куклу Барби;
— научиться играть на компьютере;
— каждый день есть мороженое, шоколад и т. п.
Заметим: дети могут подчеркнуть, поставить какой-то знак у тех желаний, которые совпадают с их желаниями; можно предложенный список продолжить.
Слайд 21Методика “Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя
была волшебная палочка”
Цель: изучение желаний младших школьников.
Порядок исследования.
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.
Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.
Слайд 22 Методика “Цветик-семицветик”
Цель: диагностика
желаний детей.
Оборудование: цветик-семицветик из бумаги.
Порядок исследования. Дети читают
(вспоминают) сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”. Возможен просмотр мульт- или диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы.
Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
Слайд 23 Методика «Выбор»
Цель: выявление направленности
потребностей.
«Представь себе, что ты заработал (тебе дали) 5000 рублей. Подумай,
на что бы ты потратил эти деньги?»
При анализе определяются потребности:
— духовные или материальные;
— индивидуальные или общественные, свои, для близких и т. п.
Слайд 24
Методика «Радости и огорчения»
Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка. Ему
предлагается продолжить предложение:
Больше всего я радуюсь, когда...
Больше всего я огорчаюсь,
когда...
Слайд 25
Методика «Кем быть?»
Цель: выявить
интерес детей к профессиям, разным работам, мотив их выбора.
Ребятам
предлагается:
— нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Под рисунком сделать подпись;
— написать мини-рассказ, сказку «Кем я хочу стать и почему»;
— сделать рисунки (для маленьких) «Моя мама (папа) на работе». Написать рассказ (для старших) на данную тему.
Отработка полученных материалов может включать:
— классификацию профессий;
— классификацию мотивов их выбора;
— сравнение рисунков, ответов, письменных работ;
— влияние на выбор профессии родителей.
Слайд 26 Методика «Мой герой»
Цель:
выяснить те образцы, идеалы, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.
Данная
методика может проводиться в нескольких вариантах.
1) Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):
— на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?
— есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?
— на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?
2) Выбрать, на кого ты хотел бы походить:
— на папу, соседа, маму, брата, сестру, знакомого, учительницу, товарища.
3) Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть..., как...».
Советуем: при анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан ребенком
.
Слайд 27 Самооценка
«Оцени себя» (для
детей 8—10 лет)
Цель: выявление навыков самооценки, соответствие уровня самооценки
оценке со стороны товарища, взрослых.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
— что нравится тебе в людях?
— какие положительные качества находят у тебя другие (взрослые, ребята)?
— какие положительные качества ты сам отмечаешь у себя?
— какие ты находишь у себя недостатки?
— какие недостатки находят у тебя товарищи, взрослые?
— в чем тебе нужна помощь взрослых (родителей, учителя), друзей?
Слайд 28 Методика «Лестница»
Цель: способны
ли ребята дать самооценку,
могут ли увидеть себя глазами других.
Ребятам
предлагается вопрос: «На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Товарища? Почему?», «Как ты думаешь, на какую ступеньку поставят тебя мама, учитель, товарищи. Почему?» Чем выше ступенька, тем выше уровень самостоятельности у детей, стоящих на ней. Наиболее важно соотношение «за себя», «за маму». Благополучный вариант — если дети считают, что мама их поставит на самую верхнюю, а сами они ставят себя немного ниже. Такие дети, ощущая поддержку за спиной, уже выработали способность критически оценивать себя как личность.
Слайд 29 Методика «Подарок»
Цель:
выяснить ценностные ориентации ребенка.
Ребенку предлагается подумать: «У тебя скоро день
рождения. Что бы ты хотел получить в подарок?»
Продолжением данной методики может стать другой вопрос: «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, бабушке, папе, учителю, товарищу?»
Слайд 30 Методика «Хочу — не
хочу»
Цель: выявить те образцы, примеры, которым хотят подражать дети, какие
качества ценят в себе, в других.
1) Дети отвечают на вопрос: «Каким ты хочешь стать?»:
— очень-очень хочешь (во-первых)...
— очень хочешь (во-вторых)...
— хочешь (в-третьих)...
2) Какие качества тебе нравятся больше всего: у ребят, у взрослых, у самого себя?
3) Какие качества не нравятся больше всего у ребят, у взрослых?
4)Что не нравится в себе?
Слайд 31 Десять моих «Я»
Учащимся
раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз
слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я - умный.
Я - красивый и т. д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Звезда эстрады
Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую
певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помогает педагог). Задача ребенка - выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.
Мои любимые вещи
Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая
предложения.
1. Любимый цвет - ...
2. Любимое имя - ...
3. Любимое дерево - ...
4. Любимый цветок - ...
5. Любимый плод - ...
6. Любимая ягода - ...
7. Любимый праздник - ...
8. Любимый день недели - ...
9. Любимый певец (певица) - ...
10. Любимое животное - ...
11. Любимая книга - ...
Самореклама
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для
участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы,
сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2-е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:
1. Сказка о моем портфеле.
2. Необычная история об обычном дневнике.
3. Сказочные каникулы.
4. Необычные приключения обычного школьника.
5. Сказочная история о том, как ...
Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т. д.).
Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги
сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Цель: определить степень тревожности младших школьников, которая связана
с учебной деятельностью.
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36,6° . У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:
русский язык - 39°;
математика - 36,6°.
Настроение
Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в
целом, так и к изучению отдельных предметов.
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Например:
математика
физкультура
Краски
Учащиеся класса получают набор красок
или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкуль-тура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения
учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
Слайд 41 Мотивация учения
Остров невезения
В начале процедуры педагог
объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди,
живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами».
Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.
Слайд 42 Волшебник
Учащимся предлагается
поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные
предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается ... В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.
Слайд 43Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени
значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и
обосновать значимость каждого предмета одним-двумя словами. Например, математика - интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Методика
«составление расписания»
Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным
предметам и к учению в целом.
Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели. Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать, какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.
Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием “школы будущего”, составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.
Методика
«неоконченное предложение»
Методика “Неоконченные предложения” М.Ньюттена в модификации
А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
Слайд 4614. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я
никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Слайд 47 Темперамент
Изучение темперамента
школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. План
наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
Слайд 48 3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов,
которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается
к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
Слайд 49Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1),
отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Таблица 1 Схема наблюдения за темпераментом школьника.
Слайд 50 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а) сангвинический;
б) холерический;
в)
флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в
строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
Слайд 51 Уровень воспитанности
Уровень воспитанности отслеживается по следующим критериям:
Начальная школа:
- отношение к учебе
(любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);
- отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города);
- отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);
- стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).
Слайд 52Уровень воспитанности
до 40 % - критический уровень воспитанности;
41% -
60% - низкий уровень воспитанности;
61% - 75% - допустимый уровень
воспитанности;
от 76% - оптимальный уровень воспитанности
Уровень воспитанности (определяется по сумме баллов).
Максим. кол-во баллов – 100%
Суммарный показатель учащегося – х%
Максимальное кол-во баллов, которое может набрать ученик
в начальной школе составляет 75 баллов (5 критериев * 5 баллов * 3 оценки: кл. руководителя, родителя, самооценка);
75 – 100%
* – x %
X = * 100 = …% - оптимальный уровень
75
Проблемное поле (по среднему показателю).
Проблемное поле – если средний показатель оцениваемого качества находится в пределах от 1 до 2,5 балла.
Классный руководитель делает выводы и рекомендации по дальнейшей воспитательной работе.
Слайд 53Уровень развития
познавательных способносоей
Психологическая карта учащихся
Список рекомендуемой литературы
Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1986. - С. 62-68. 23
Гаврилычева Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника // На- чальная школа. - 1994. - N 1. - С. 16-18; N 8. - С. 4-8.
Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М., 1978.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М., 1981.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.
Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991.
Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. - М., 1993.
Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. - М., 1991.
Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей //Вопросы психологии. - 1988. - N 6. - С. 43-49.