Слайд 1«Изучение народных промыслов на уроках трудового обучения как средство формирования
гражданской идентичности младших школьников»
Слайд 2Автор: Абранина Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУСОШ № 35
им. В.П. Дубины
Волжский 2014 г.
Абранина Ирина Александровна, учитель начальных
классов МБОУ СОШ № 35 им. В.П. Дубины
Волжский 2014 г.
Слайд 3Благодаря внимательному взору потомков откроется потаённое, неприметное досужему взгляду духовное
бытие России.
И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в его истории. Она
таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”. Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем превращаться в “Иванов, родства не помнящих”.
Слайд 4Русское народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.
Оно едино в своей художественной структуре и необычно, разнообразно. Декоративно-прикладное
искусство включает в себя резьбу и роспись по дереву, художественную керамику, резьбу по кости, художественную обработку камня и металла, лаковую живопись, вышивку, кружевоплетение и многое другое.
В своей работе я остановилась лишь на нескольких видах декоративно-прикладного искусства, изучение которых предусмотрено в курсе трудового обучения в начальной школе, а также рассмотрела некоторые аспекты методики изучения основ народной культуры на уроках труда.
Слайд 5Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский
узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой
глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
Слайд 6Итак, необходимость планомерной методической работы по изучению народных промыслов и
включение в занятия видов работ по развитию творческих способностей не
вызывает сомнения. Закономерен, на мой взгляд, и вывод о том, что учитель, который осуществляет эту работу, должен владеть специальными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, педагогическими и психологическими знаниями, а также умением построить и провести комплексную работу, связанную с изучением народных промыслов.
Слайд 7Правильно построенная система уроков по изучению народных промыслов, даст положительный
результат, что и подтвердит гипотезу, которая заключается в следующем: изучение
народных промыслов будет способствовать развитию творческих способностей, эстетической культуры, художественного вкуса, почтительного отношения к культурным традициям своей Родины.
Слайд 13Готовимся к выступлению в городском конкурсе частушек
Слайд 14Выступление на конкурсе частушек
Слайд 16Организация и проведение выставки народных промыслов «Русская изба»
Слайд 19Девочки-экскурсоводы выставки
Директор школы Валентина Николаевна на выставке
Слайд 20Проведение совместных родительских собраний
Слайд 21Книжка родителям для совместного творчества с детьми
Слайд 22Участие в Фестивале народного творчества
Танец «Калинка малинка»
Песня «Над Россией моей»
Слайд 23Инсценирование русской народной сказки