Слайд 1Коллекционирование как средство развития детского творчества
Оленева Е.Е. воспитатель филиала МБОУ
Устьинской СОШ начальной школы – детского сада
МБОУ Устьинская СОШ
Моршанский
район
Слайд 2Тип проекта
Групповой
Информационно-практический
Практико-ориентированный
Долгосрочный
Участники проекта
педагоги
дети
родители
Сроки
реализации проекта:
01 сентября 2013 – 31 мая
2014 года
Слайд 3Актуальность
ФГОС ДО определяет актуальность проблемы одаренности детей. Это связано
с потребностью общества в личностях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных
нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. В связи с этим раскрытие творческих возможностей каждого ребенка является ведущей целью образования и воспитания. Творчество детей — естественный компонент их развития. Нельзя отрицать очевидного: мир детства существует как объективная реальность, где каждый ребенок проживает свой уникальный мир. Детству присуще эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать , преобразовывать, изобретать, что является основанием для развития творчества. Для детского общества, детской субкультуры, характерны отличительные особенности восприятия и познания мира в том числе детское собирательство (тайники, секреты) и коллекционирование. Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.
Академик И.П. Павлов говорил, что коллекционирование приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для работы в любой области науки и производства.
Слайд 4Противоречия
Между необходимостью формирования творческой активности детей и недостаточностью средств
и методов в дошкольной педагогике.
Между сложившейся методико – педагогической системой
образования и развития дошкольников и недостаточным вниманием к самоценности детской субкультуры.
Между огромной значимостью коллекционирования для саморазвития ребенка и недостаточным использование его в педагогической практике.
Слайд 5Проблема
Поиск эффективных путей развития творческих способностей детей
дошкольного возраста
Слайд 6Цель проекта
Определение условий для формирования и развития
творческих способностей дошкольников путем эффективного построения учебно-воспитательного процесса
Слайд 7Задачи
Выяснить, помогает ли коллекционирование развитию творческих способностей детей.
Развивать любознательность и
познавательную активность детей
Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
Учить детей
наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
Способствовать развитию художественно -творческих навыков у детей дошкольного возраста
У педагогов вызвать желание сотрудничества и взаимодействия.
Привлекать родителей к процессу коллекционирования и использования экспонатов коллекций.
Слайд 8Планируемые результаты
Повысится уровень познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Повысится уровень художественно-эстетического
развития.
Дети научатся нестандартно использовать предметы коллекций, получат опыт самостоятельной творческой,
исследовательской деятельности
У детей появится желание создавать новые коллекции.
Педагоги будут использовать коллекционирование в своей педагогической деятельности,
Повысится уровень педагогических знаний родителей в области творческого развития детей
Слайд 9Новизна
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Предметы коллекции
придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству С коллекционирования начинается приобщение
к миру маленьких тайн и открытий. Внимательное отношение взрослого к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления творческой инициативы. Достоинство коллекционирования –
интегративность,
социальная направленность,
разрешение проблем в общении,
совместная деятельность детей и взрослых,(взрослые имеют возможность «доиграть», «дособирать».
возможность самовыражения,
всегда иметь рядом маленькую частичку домашнего тепла.
побуждает детей к нестандартным решениям.
жизнь ребенка в детском саду становится более осмысленной и интересной, а образовательный процесс – более эффективным. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания.
Слайд 10Гипотеза
Использование коллекционирования в образовательно - воспитательном процессе послужит развитию
детского творчества
Слайд 11Этапы проекта
Подготовительный этап:
сентябрь 2013
Основной этап:
октябрь 2013
– апрель 2014
Заключительный этап:
сентябрь 2014
Слайд 12Подготовительный этап
Изучение психолого - педагогической и методической литературы по проблеме;
Проведение
педагогической диагностики обучающихся;
Систематизация имеющихся коллекций, организация работы по сбору новых
экспонатов;
Разработка консультаций, сценариев, занятий, планирование работы с родителями;
Прогнозирование результатов;
Анкетирование педагогов «Возможности и затруднения»;
Анкетирование родителей.
Слайд 13Основной этап
Работа с детьми
Основная образовательная деятельность
Ребенок и
окружающий мир:
использование
природного материала
Художественное
творчество
рисование, лепка,
аппликация,
конструирование
Математика :
цвет, форма,
составление и
решение задач.
Развитие речи:
составление
описательных
рассказов, рассказы
о впечатлениях,
театрализация,
Музыка:
для изготовление
шумовых
музыкальных
инструментов
Физкультура:
использование
экспонатов
для изготовление
спортивного инвентаря
Слайд 15
Работа с детьми
Организация
мини-музея
Самостоятельная
творческая
деятельность
Экспери-
ментирование
Проектная
деятельность
Участие
детей
в конкурсах
Кружок
«умелые руки»
Игры,
экскурсии
Слайд 19Консультации
«Как организовать мини-музей
коллекций»
«Основы развития творчества
Открытые занятия
«В
гостях у Весны».
«Приключения маленькой пуговицы»
Мастер-класс
«Использование коллекций
в условиях ДОУ»
Работа
с педагогами
Слайд 20
Работа
с родителями
Праздники, развлечения
Выставки, конкурсы
Совместные проекты
Консультации
Слайд 21Заключительный этап
Выставки
Участие детей в творческих в конкурсах,
Развлечение «Путешествие волшебной пуговки»
Разработка
методических рекомендаций, размещение на сайтах
Участие педагогов в конкурсах
Круглый столы с
педагогами по обмену опытом.
Участие в педсовете
Разработка памяток для родителей
Слайд 22Результаты
Повысился уровень
познавательных интересов
детей дошкольного возраста.
Методика
Юркевича В.С.
«Изучение
познавательных интересов»
тестирование,
опрос, наблюдение;
Повысился уровень
художественно-эстетического
развития.
Лыковой И.А.,
Казаковой Т. Г.
« Педагогическая диагностика
художественно- творческого
развития детей дошкольного
возраста»
Слайд 23Результаты
Повысился уровень
творческих
способностей дошкольников
Шайдурова Н.В.
«Уровень художественно-
творческого развития»
Повышение уровня
нестандартного мышления
Методика П.Торренса
Слайд 24Результаты
Распространение опыта работы
Слайд 27Дети научились использовать предметы коллекций для создания творческого продукта.
Они могут
самостоятельно проводить исследования, делать выводы.
Дети самостоятельно создают новые коллекции и
используют экспонаты для творческих проектов.
Педагоги получили опыт использования коллекционирования в своей педагогической деятельности.
Я стала победителем районного этапа и лауреатом регионального этапа V Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2014 года, где представляла данную тему.
Родители стали более активны, у них появился интерес к творчеству, совместной деятельности с детьми.
Результаты
Слайд 28Практическая значимость проекта
Данный проект используется педагогами филиала в организации
воспитательно – образовательного процесса. Может быть использован для организации внеурочной
деятельности младших школьников
Слайд 29Выводы
Реализация проекта показала, что коллекционирование - неоценимое методическое и
дидактическое богатство. Оно открывает детям возможность самовыражения, социальную направленность
и разрешение проблем в общении, т.е. терапию детской души. Использование коллекций научило детей принимать нестандартные решения, мыслить творчески.
Оно делает жизнь ребенка более осмысленной и интересной, а образовательный процесс – более эффективным. Грамотное использование коллекционирования позволяет творчески работающим педагогам создавать уникальный продукт - высокую детскую креативность, их умение изменять мир, находить применение своей неуемной фантазии.
Слайд 30Перспективы
Разработка педагогических проектов
творческой направленности
Разработка творческих дидактических
интерактивных игр
Дальнейшее
насыщение предметно –
развивающей среды
Обобщение опыта работы
по данному направлению.
Слайд 31Ресурсы
Деникеева Ф., Галиева Ф., Ахунова К. Развитие мелкой
моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. –
2013. № 3. с. 69-72.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
Кутепова И. Зачем психологу пуговицы? // Обруч. – 2011. - № 5. с. 14-17.
Орлова И. Для чего нужны пуговицы? // Обруч. – 2010. - № 5. с. 32-33
http://doshkolnik.ru/
http://cpkro.kirov.ru/
http://nsportal.ru/