Слайд 1
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
© Петрунько
А.В., 2010
Слайд 2
причины разработки
КДНРВ
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое
внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 3Образование в обществе,
основанном на знаниях
Важнейшая социальная деятельность общества
Системообразующий ресурс
социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества
Слайд 4
Ключевые эффекты образования как
ведущей социальной деятельности
общества
Консолидация общества
в условиях роста его разнообразия
Социальное выравнивание общества
Формирование российской гражданской идентичности
личности
Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур
Конкурентоспособность личности, общества и государства
Слайд 5Проблемы России
Неэффективная экономика
Полусоветская социальная сфера
Неокрепшая демократия
Негативная демографическая ситуация
Нестабильный Кавказ
Слайд 6Социальные и моральные
вызовы школьному образованию
Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия
и социальной солидарности
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных
традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Слайд 7Стратегия 2020
Главная цель
Новое качество жизни
Построение социального государства -
сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и
поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан, невозможно без
модернизации демократии
формирования новой экономики
Слайд 8Стратегия 2020
Новые задачи образования
Образование должно обеспечить
Формирование политической культуры демократической
России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в
себе людей
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Слайд 9
Информационная
революция
Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной
базы
Дистанционность, мобильность и интерактивность
Формирование социальных образовательных сетей и сообществ
Слайд 10Человек ХХI века
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное
стремление расширить жизненный горизонт.
Установка на рациональное использование своего времени и
проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Слайд 11Наша новая школа
Школа формирования идентичности гражданина России
Школа доверия, толерантности,
миролюбия, диалога культур и психологического комфорта
Школа успешной социализации личности и
развития инновационного потенциала России
Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности
Слайд 12Наша новая школа
Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству
и труду
Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в
обучении в современное общество
Школа предупреждения и профилактики социальных рисков
Школа формирования здорового и безопасного образа жизни
Слайд 13Основы школьного
стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор – социальный запрос семьи, общества
и государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Слайд 14Стандарт как социальная
конвенциональная норма,
реализующая общественный договор
ОБЩЕСТВО
Безопасность и
здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Слайд 15
Идея солидарной ответственности
главных действующих сил образования ориентиры развития
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная
успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого
капитала
Конкурентоспособность
Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное
…
Слайд 16
ООН
«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему
культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе
равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство
моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»
Из Декларации прав ребенка
Слайд 17
В контексте прав человека
…образовательный стандарт является документом, который создает важные
условия осуществления права на образование и который по своему содержанию
должен соответствовать
как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностьюст.
из 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Слайд 18
ФГОС как
общественный договор
в отношении:
Слайд 19Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 2009
Эффекты ПНПО
«учитель сегодня становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с людьми».
Учителя, сталкиваясь с «кризисом некомпетентности»,
Эффекты норм подушевого финансирования
а) увеличился размер классов (до 30 – 35 человек)
б) сбилась шкала оценки – преподаватели перестают ставить двойки и тройки, боясь испортить оценку своих собственных трудов.
Эффекты миграции, медицины. Экологии, экономики, демографии, управления
растет дифференциация готовности к школьному обучению (стартовое неравенство)
старение педагогического состава (особенно заметное именно в начальной школе) и отсутствие стратегии его омоложения.
Неэффективные формы общественно-государственного управления школой
зачатки будущих конфликтных ситуаций с обеспечением 10 часов внеучебной деятельности
(из-за недостатка ресурсного и кадрового обеспечения)
перегрузка предшкольного образования, стихийное и неконтролируемое развитие различных обучающих программ для дошкольников , требования во что бы то ни стало научить ребенка читать и писать до поступления в первый класс
даже на тройку не способны были освоить около 40% учащихся
Слайд 20Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 2009
три приоритетных направления согласования потребностей:
согласования «снизу»: диалог со школой институтов гражданского общества, поощрение общественно-государственного управления
согласование «сверху» – комплекс мер, нацеленных на оптимизацию системы административными средствами
мотивационной капитализацией системы образования. Нет запроса на образование (Комплекс мер, нацеленных на стимулирование базовой потребности в образовании)
Слайд 21Общественный договор
СОГЛАСОВАНИЕ ЗАПРОСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОМ
ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 2009
предмет договора (пример):
подготовка детей к школе
вопросы воспитания
вопрос: «Если Ваша школа возьмется за организацию ежедневного досуга детей во второй половине дня (по образцу групп продленного дня), будет ли Ваш ребенок посещать эти мероприятия?»
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Слайд 22
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
– это методологическая
основа
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция представляет собой
ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Слайд 23
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности
гражданина России
Определяет:
Систему базовых
национальных ценностей
Современный национальный воспитательный идеал
Цель и задачи, социально-педагогические условия духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
Слайд 24КДНРВ разъясняет понятия
нация
национальное государство
национальное самосознание (идентичность)
формирование национальной идентичности
патриотизм
гражданское общество
многообразие
культур и народов
межэтнический мир и согласие
Социализация
Развитие
Воспитание
национальный воспитательный идеал
базовые национальные ценности
Духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина России
Слайд 25Национальный
воспитательный идеал в России
В средневековой Руси воспитательный идеал был
укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего
в образе Иисуса Христа
В XVIII в. Россия стала империей. Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.
«Всяческое беззаветное служение на благо
и на силу Отечества должно быть мерилом
жизненного смысла»
М. В. Ломоносов
Слайд 26Национальный
воспитательный идеал в России
Спектр жизненных смыслов был сжат до
веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская
эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал —
воспитание всесторонне развитой личности
примеры массового патриотизма,
героического служения,
самопожертвования,
во имя будущего своей страны
и своего народа,
пренебрежения материальным
во имя идеального.
Слайд 27Национальный
воспитательный идеал в России
В 90_е гг. ХХ в.
в России сформировался идеал свободной в
своём самоопределении и развитии личности,
«освобождённой»
от ценностей,
национальных традиций,
обязательств перед обществом
Слайд 28Базовые национальные
ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд
и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 29Базовые национальные
ценности российского общества
Определяют:
идеологию содержания образования.
основное содержание программ духовно-нравственного
развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического
взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Слайд 30Патриотизм
любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение
Отечеству
Слайд 31Социальная
солидарность
свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство
Слайд 32Гражданственность
служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания
Слайд 33Семья
любовь и верность
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших
забота о
продолжении семьи
Слайд 34Здоровье
духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни
Слайд 35Труд и творчество
любовь к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость
Слайд 36Наука
ценность знания
стремление к истине
научная картина мира
Слайд 37Традиционные
религии России
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности
религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога
Слайд 38Искусство
и литература
красота
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развитие
Слайд 39Природа
эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание
Слайд 40Человечество
мир во всем мире
многообразие культур и народов
прогресс человечества
международное сотрудничество
Слайд 41
Современный национальный
воспитательный идеал
личности гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 42Основные задачи духовно-
нравственного развития и
воспитания школьников
Формирование у обучающихся:
Слайд 43Личностная культура
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла
своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Готовность и способность открыто выражать и отстаивать
свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Слайд 44Семейная культура
Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
народу, Отечеству
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Слайд 45Социальная культура
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных
и нравственных ценностей
Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального
российского народа, поддержание национального мира и согласия
Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи
Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
Слайд 46
Основные принципы организации
духовно_нравственного развития
и воспитания
нравственного примера педагога
социально-педагогического
партнёрства
индивидуально-личностного развития
интегративности программ духовно- нравственного воспитания
социальной востребованности воспитания
Слайд 47Вопросы
Почему возникла потребность создания КДНРВ?
Сформулируйте сисльные и слабые стороны такого
подхода в стандартизации?
Назовите реальные ситуации из школьной жизни, где
возникает потребность в
А) общественном договоре
Б) использования Концепции как инструмента стандартизации