Слайд 1Ложь младшего школьника
и
преодоление ее
Учитель начальных классов МОУ СОШ №51
Громова
Татьяна Анатольевна
Слайд 2Есть надежный способ папу
Навсегда свести с ума.
Расскажите папе честно.
Что вы
делали вчера.
Если он при этом сможет
Удержаться на ногах,
Объясните чем заняться
Завтра
думаете вы.
И когда с безумным видом
Папа песни запоет,
Вызывайте неотложку,
Телефон ее - ноль три.
Слайд 3Ребенка все равно
придется
обучать ограничениям, не только потому, что
при любых экономических возможностях нельзя скупить все, что
видят глаза
ребенка. Но и потому, что
ограничения предполагают выбор, а выбор – ответственное решение, что и
составляет обязательный компонент личностного роста.
Слайд 4Ябеда –
это не просто
сообщение правды,
но и подспудное
желание похвалы
взрослого за поступок ябеды И наказание Виновного.
Слайд 5Важно помнить, что ребенок строит себя, наблюдая за результатами своих
действий в зеркале реакций взрослых. Не
стоит отмахиваться от того,
что говорит ребенок. Но и реагировать нужно так, чтобы он учился жить в мире сам и пробовал
новые способы общения с окружением, а не манипулировал
другими с целью получения выгоды
Слайд 6В рамках школьных занятий нужно научить ребенка справляться с поражениями.
Их будет впереди много. Есть люди,
которые, испытав первое поражение,
не имея поддержки близких, навсегда уходили в мир фантазий.
Слайд 7Мы не говорим о безнаказанности. Ведь любой взрослый
может просто
взглянуть на ребенка, чтобы понять, осознал ли
тот суть происходящего
или нет. Когда наказание чрезмерно,
оно, безусловно, может изменить поведение ребенка, но оно
не создает основу доверия, которое само по себе влечет желание слушаться, поступать так, чтобы не огорчать того, кто так
тебе дорог!
Слайд 8Ж.-Ж. Руссо обнаружил, что угроза наказания иногда воспринимается сильнее, чем
само наказание.
Слайд 9При наказании взрослый делает нечто, после чего определенное поведение ребенка
исчезает. Например, ребенок врал.
Взрослый стал наказывать за вранье сильнее,
чем за проступок,
и ребенок перестал лгать.
Подкрепление – действие, которое приводит к усилению поведения ребенка, предшествовавшего этому действию. Ученик врал, учитель написал в дневнике про вранье, и ученик
стал врать искуснее, чтобы о вранье не догадались ни учитель,
ни родитель. Это – негативное подкрепление.
Слайд 10Таким образом, негативное подкрепление и наказание можно различать по результату.
Если ваши действия привели к
изменениям и ребенок перестал врать
– вы наказали ребенка.
Если после ваших действий ребенок стать лгать искуснее – вы
его негативно подкрепили. Это означает, что взрослый обязан
отслеживать результат своих действий, а не просто действовать
в силу обстоятельств.
Слайд 11Негативное подкрепление взрослые часто путают с наказанием
Однако помним, что наказание
убирает реакцию, а
подкрепление, даже негативное, усиливает ее. Поэтому иногда
негативное
подкрепление за ложь делает ее постоянной. Взрослым стоит обратить внимание на то, что если ребенок лжет
часто, то, возможно, своими действиями они не наказывают ребенка (то есть не убирают ложь), а, напротив, ее усиливают. Тогда
необходимо изменить тактику взаимодействия с ребенком
Слайд 12Чем меньше внимания уделяется ребенку родителями, тем
больше вероятности формирования
у него тотально лживого
поведения.
Например, в одном из таких
экспериментов во время праздника детей приглашали в дом и предлагали взять по одной
шоколадке. Если ребенок приходил в дом один, он обычно
брал одну шоколадку. Если дети приходили группой, то большая часть из них хватала по несколько шоколадок.
Это связано с тем, что в одиночестве ребенок точно знает,
что его поступок будет известен. В группе он анонимен, а потому ложь может остаться без последствий. Воспитание самоуважения позволит снизить силу группового давления на
Ребенка.
Слайд 13Таким образом, у младших школьников возможны следующие причины лжи:
-страх перед
наказанием;
-желание получить похвалу;
-стремление привлечь внимание;
-желание повысить самооценку.