Мастер – класс
Реализация деятельностного подхода в рамках
учебного предмета «Окружающий мир»
Подготовила:
учитель начальных классов
школы №3 им. Т.Гиззата
Светлакова Татьяна Николаевна
Слайд 2 Мое кредо
«Я слышу
– я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я
усваиваю».
Китайская мудрость
Слайд 3 Приёмы реализации технологий деятельностного типа:
учить детей определять границы своего
знания, ставить проблему;
учить детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности
в соответствии с выработанными критериями;
организовывать учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;
создавать условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
использовать современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
организовывать проектные и событийные формы работы;
организовывать совместно-распределенную деятельность детей во внеурочной деятельности;
обеспечивать включение детей в проектную деятельность;
обучение на основе «учебных ситуаций» (на основе игровой, творческой, конструкторской, социальной, исследовательской деятельности);
проблемно-диалогическая технология.
Слайд 4 Мастер – класс по предмету окружающий мир,
3 класс,
Образовательная система « Школа 2100».
Тема урока:
«Где обитают живые организмы»
Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Слайд 5Ланкастерская система-система взаимного обучения.
1. Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные
в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже
и серьезнее аргументированы, чем аналогичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях конкуренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к их письменным работам.
2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как показывают эксперименты, кооперация членов группы порождает больше ситуаций «Ага!..» по сравнению с индивидуальной работой или с работой в условиях конкуренции.
3. Перенос. Знаменитое высказывание Л.С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» — хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников.
4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится получать в готовом виде.
Слайд 6Информационная карта перевода слов
с греческого языка
Атмос
Био
Гидро
Литос
Сфера
Воздух
Жизнь
Вода
Камень
Оболочка
Слайд 7Экспертный лист 1 группы
Название группы «____________сфера»
I часть
1.Найдите в информационной карте перевод с греческого языка слова воздух «______________»
2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово воздух.
3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ____________сфере.
План.
Определение атмосферы.
Роль атмосферы.
Есть ли жизнь в атмосфере?
Почему нельзя обойтись без воздуха?
II часть
Прочитайте текст и определите, где обитает бегемот.
Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Они превосходно плавают и ныряют. Они могут легко передвигаться по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце.
Слайд 8Экспертный лист 2 группы
Название группы «____________сфера»
I часть
1.Найдите в информационной карте
перевод с греческого языка слова вода- «______________»
2.Допишите в названии группы
слово, от которого образовалось слово вода.
3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере
План.
1.Определение гидросферы.
2.Из чего состоит гидросфера?.
3.Населяют ли живые организмы толщу рек, озер, морей, океанов?
4.Могут ли живые организмы существовать без воды?
II часть
Прочитайте текст и определите, где обитает журавль.
Журавли стройны. Они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. Гнезда строят на земле. Птенцы к осени оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Слайд 9Экспертный лист 3 группы
Название группы «____________сфера»
I часть
1.Найдите в информационной карте
перевод с греческого языка слова камень «______________»
2.Допишите в названии группы
слово, от которого образовалось слово камень.
3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере.
План.
Определение литосферы.
Из чего состоит литосфера?
Есть ли жизнь под землей?
Живут ли организмы в горных породах?
II часть.
Прочитайте текст и определите, где обитают барсуки.
Барсуки роют норы в лесу по оврагам, а в пустынях в песчаных буграх.
В барсучьих норах много входов и отнорков. Барсуки любят днем поспать, а ночью ловят насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц. Барсук любит днем погреться на солнце. Он очень полезный зверь.
Слайд 10литосфера
атмосфера
гидросфера
Где обитают живые организмы?
Слайд 11Рефлексия настроения и эмоционального состояния