Слайд 1Исследовательская работа
«Обычаи и традиции разных народов»
Слайд 2Аннотация
Старые обычаи, традиции, пословицы, поговорки, богатейший народный фольклор таят в
себе высоконравственные житейские наставления – быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным,
чтить старших, любить свой дом, а значит, свою Родину. Раньше люди знали и умели многое такое, что нам не понять и не суметь, а многое к сожалению, и не вернуть. Забота о прошлом – это и забота о будущем. А чтобы сохранить нравственные ценности седой старины, мы должны их хорошо знать. Уважая свои традиции, мы научимся чтить и чужие, что не менее важно в нашем многонациональном государстве. Именно такую цель я преследовал, готовя эту работу.
Слайд 3Цель исследования:
- исследование и сравнение устного народного творчества разных народов.
Задачи:
-изучить устное народное творчество разных народов;
-проанализировать, полученные знания;
-изучить дополнительную литературу.
Методы
исследования:
-сбор информации;
-опрос.
Слайд 4Наша история пережила всякое, какие только несчастья не обрушивались на
народы. Но никогда не было противопоставления их друг другу по
национальному признаку. В нашем классе учатся калмыки, даргинцы, казахи. Я исследовал некоторые обычаи и традиции народов, представителями которых являются мои одноклассники. И пришел к выводу, что несмотря на то что мы разных национальностей, у нас очень много схожего.
Слайд 5Уважение к старшим.
У калмыков существует давно обычай – с уважением
относиться к пожилым людям, старшим товарищам. Есть такие поучительные калмыцкие
поговорки: «Старшего брата уважай на аршин, а младшего на вершок»; «У человека есть старшие, а у шубы - воротник». Когда старшие разговаривали, младшие не вступали в разговоры. Раньше старшего или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. На свадьбах, праздниках благопожелания первыми произносили старшие по возрасту.
Слайд 6У дагестанских народов повиновение родителям и почтение к старшим –
закон гор. У них также как и у калмыков, когда
входит старший младший встает. Любой старший имеет право сделать замечание младшему и тот не обидится и не ослушается. При появлении старшего прекращаются драки, азартные игры. Хочешь быть уважаемым будь сам уважительным – так гласит горская пословица.
Слайд 7Очищение огнем.
Калмыки огню придавали огромное значение. Пере уходом с места
зимовки складывали кибитки и домашний утварь на телеги. В двух
местах разжигали костры. В них бросали старые вещи и по горсти соли. Между этими кострами проезжали и прогоняли скот. Это так называемое «очищение огнем» производилось для освобождения от микроб и ненужной рухляди. Затем очистительным огням молились.
Дагестанские народы также почтительно относились к огню и связанными с ними ритуалами. Когда темнело разжигали перед аулом огромный костер, а у каждого дома маленький. Существует поверье, что если попрыгать через костер, то больной освободится от всех болезней, а у здорового исполняются все его желания.
Слайд 8 Тохм – тухум.
Тохм, тухум – род, родня, кровные родственники.
Есть
старая поговорка «Дерево держится корнями, а человек тухумом». Каждый тохм,
тухум имел свое название или фамилию. Как в калмыцком народе, так и у горских народов родители приучали детей к тухумной гениологии. Дети должны помнить имена своих родственников до 7 колена.
Слайд 9 Прятанье ногтей.
У калмыков был обычай прятать ногти, срезанные с
ног. Это делалось потому, что существовало поверье, будто ногти, с
человеческих ног очень любят коровы: они каким-то чутьем находят их повсюду и съедают, когда калмыки кочевали вмести со своим скотом. Ногти не перевариваются, остаются висеть на стенках желудка, причиняя животному боль, поэтому калмыки собирали срезанные ногти и закапывали в землю прямо в кибитке. У горских народов существовало поверье если ногти попадали в желудок животному, то оно начинало болеть и погибало, поэтому они закапывали их далеко от своих сакль.
Слайд 10Церемония присвоения имени.
Обряд наречения у калмыков происходил с участием зурхачи.
Ребенку присваивалось имя, одобренное большинством или предложенное уважаемым родственником. В
семье где дети часто умирали. Давали презрительные имена – Ноха (собака), Муноха (плохая собака), Гаха (свинья), Мукебюн (паршивый мальчик). Эти имена должны были обмануть духов, насылавших смерть. И сразу же кормили ребенка курдючным салом.
А у даргинского народа по обычаю когда дают ребенку имя полагалось резать двух баранов – если мальчик, и одного – если девочка. Приглашались родственники и самый старший или мулла давали имя. По деснам ребенка проводили фиником, сахаром или другой сладостью.Это для того чтобы ребенок рос жизнерадостным.
Слайд 11В обычаях и традициях наших народов много общего. Основным занятием
было разведение овец, лошадей, коров, поэтому и традиционная пища у
нас схожа – это мясо и молоко. Например, когда резали барана, то у калмыков и даргинцев баранья голова предлагалась самому старшему в семье.
Слайд 12Вывод:
Сравнив и изучив некоторые обычаи и традиции разных народов я
пришел к выводу что между нашими народами есть много общего.
Это такие традиции и обряды как «Очищение огнем», «Присвоение имени», уважение к старшим, бережное отношение к своей родословной. А также я пришел к выводу, что уважая свои собственные традиции мы научимся чтить чужие, что очень важно в нашем многонациональном государстве.