Разделы презентаций


Методическое пособие для развития грамматической стороны речи у детей 2-4 лет

Содержание

Выставка игрушек.Цель: употребление существительных в именительном падеже, использование указательных слов и местоимений.Методические указания: покажите ребенку игрушки на картинке и четко их назовите: вот мишка, вот кубики и т. д. Затем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методическое пособие
Упражнения
на развитие грамматической стороны
речи у детей 2-4

лет
©автор: воспитатель ДОУ №99
Жирнова Ю. А.
г.Рыбинск

Методическое пособиеУпражнения на развитие грамматической стороны речи у детей 2-4 лет©автор: воспитатель ДОУ №99 Жирнова Ю. А.г.Рыбинск

Слайд 2 Выставка игрушек.
Цель: употребление существительных в именительном падеже, использование указательных

слов и местоимений.
Методические указания: покажите ребенку игрушки на картинке и

четко их назовите: вот мишка, вот кубики и т. д. Затем попросите ребенка показать игрушки и назвать их. Эту игру повторяют несколько раз. При этом указательные слова и местоимения можно менять: вот, это, тут, там и т. д.

Выставка игрушек.Цель: употребление существительных в именительном падеже, использование указательных слов и местоимений.Методические указания: покажите ребенку игрушки

Слайд 3

Дай задания игрушкам.
Цель: употребление

глагола в повелительном направлении
Методические указания: взрослый показывает на картинку и говорит: «Мишка хочет спать! Что хочет мишка?». Ребенок отвечает «Спать». Взрослый просит «Скажи ему: «Мишка, спи!». Малыш повторяет фразу. Взрослый продолжает игру, указывая на вторую картинку «Мишка спит. Что делает мишка?». Ребенок «спит». Аналогично обыгрывается следующая пара картинок.
Дай

Слайд 8

Кто

что нарисовал.
Цель: употребление существительного в винительном падеже.
Методические указания: взрослый задает ребенку вопрос: «Что нарисовал мальчик?». И дает образец ответа: «Мальчик нарисовал елочку». Потом задает следующий вопрос. Каждому слову во фразе нужно дать зрительное подкрепление. Так произнося « мальчик» указывать на мальчика, «нарисовал» - на карандаш, а заканчивая предложение словом «елочку» - указать на соответствующий рисунок

Слайд 10

Кого лечит доктор Айболит.
Цель: употребление существительного в винительном

падеже.
Методические указания: взрослый задавая ребенку вопрос, указывает на кого-либо пациента. В первый раз, чтобы дать речевой образец ответа, взрослый сам отвечает на поставленный вопрос, например «доктор лечит лису». Можно усложнить задание, предложив малышу ответить, что пришел лечить каждый пациент.

Кого лечит доктор Айболит.Цель: употребление

Слайд 11Телефон.
Цель: употребление существительного в дательном падеже.
Методические указания: Взрослый спрашивает ребенка:

«Кому ты звонишь?». Отвечая, ребенок должен сначала указать на телефон,

затем провести указательным пальцем до картинки с тем сказочным персонажем, который был назван. Например: «Я звоню мишке».
Телефон.Цель: употребление существительного в дательном падеже.Методические указания: Взрослый спрашивает ребенка: «Кому ты звонишь?». Отвечая, ребенок должен сначала

Слайд 12

Кто что ест.
Цель: употребление существительного в винительном и дательном падежах.
Методические указания: назовите животное и то, что он есть, при этом указывая на соответствующие картинки. Называя так «Собаке дам косточку.»
Когда ребенок хорошо усвоит это упражнение, закройте листом бумаги второй столбик картинок. Составляя фразу малыш должен будет вспомнить, что любит то или иное животное. Если ребенок забыл, покажите ему картинку.


Слайд 14

Кто чем действует.
Цель: употребление существительных в творительном падеже.
Методические указания: С детьми младшего возраста проводите игру так. Спросите «Что делает мальчик?». Ребенок должен ответить «Мальчик ест» - «Чем ест?» - «Ложкой» и т. п. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, взрослый показывает картинку и говорит: «Мальчик ест кашу ….» и замолкает, а ребенок, посмотрев на картинку, продолжает «Ложкой». В следующий раз попросите ребенка произнести фразу целиком.


Слайд 16

Чего не стало.
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Методические указания: Взрослый просить показать и назвать нарисованные фрукты, затем закрывает рукой один из фруктов и спрашивает «Чего съела обезьянка? Чего нет?» и сам отвечает, например «Нет яблока». Затем взрослый прячет другую картинку и повторяет вопрос. На этот раз должен ответить ребенок. Малыш может сам закрывать ладошкой картинки, говоря «Нет банана», «Нет груши» и т.д.

Слайд 17

Чего не хватает.
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Методические указания: Покажите ребенку картинку, и спросите «Что это?». Затем задайте вопрос «Чего не хватает у бабочки?». Ребенок отвечает «У бабочки не хватает крыла"


Слайд 18Что куда.
Цель: употребление предлогов в и из.
Методические указания: Игра проводится

в два этапа.
1 этап: знакомство с предлогом в. Взрослый задает

ребенку только вопросы 1 и 2, показывая при этом картинку 1, затем 2.
2 этап: знакомство с предлогом из. Взрослый задает вопросы 2 и 3, показывая картинки в обратной последовательности 1, затем 2.

1.Мальчик положил мяч в коробку. Куда мальчик положил мяч? (в коробку).
2.Где лежит мяч? (мяч лежит в коробке).
3.Мальчик вынул мяч из коробки. Откуда мальчик вынул мяч? (из коробки).

Что куда.Цель: употребление предлогов в и из.Методические указания: Игра проводится в два этапа.1 этап: знакомство с предлогом

Слайд 191.Девочка поставила цветы в вазу. Куда поставила цветы девочка? (в

вазу).
2.Где стоят цветы? (цветы стоят в вазе).
3.Девочка вынула цветы из

вазы. Откуда вынула цветы девочка? (из вазы).

1.Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик).
2.Где сидит девочка? (девочка сидит в домике).
3.Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика).

1.Девочка поставила цветы в вазу. Куда поставила цветы девочка? (в вазу).2.Где стоят цветы? (цветы стоят в вазе).3.Девочка

Слайд 20Поручения.
Цель: усвоение предлогов в и из в активной речи.
Методические указания:

Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающими предметами.

Взрослый дает ребенку поручения и в момент, кода малыш их выполняет, задает вопросы.
Для практического усвоения предлога в поручения могут быть, например, такие:
1.Положи кубики в коробку.
- Куда ты кладешь кубики? (в коробку)
- Где лежат кубики?(кубики лежат в коробке)
2.Положи ключи в сумку.
-Куда ты кладешь ключи? ( в сумку)
- Где лежат ключи? (ключи лежат в сумке)
3.Положи игрушки в шкаф.
- Куда ты кладешь игрушки? (в шкаф)
- Где лежат игрушки? (игрушки лежат в шкафу)
4.Убери карандаши в коробку.
- Куда ты кладешь карандаши? (в коробку)
- Где лежат карандаши? (карандаши лежат в коробке)
5.Поставь посуду на стол.
- Куда ты ставишь посуду? (на стол)
- Где стоит посуда? (посуда стоит на столе)
Поручения.Цель: усвоение предлогов в и из в активной речи.Методические указания: Эта игра проводится не по картинкам, а

Слайд 21
Для практического усвоения предлога из упражнения могут быть следующими:
1.Где

лежит совок? (в ведре)
-Вынь совок из ведра.
-Откуда ты вынимаешь совок?

(из ведра).
2.Где висит куртка? (в шкафу)
- Достань куртку из шкафа.
- Откуда ты достаешь куртку? (из шкафа).
3. Где лежит печенье? (печенье лежит в пакете).
-Достань печенье из пакета.
- Откуда ты достаешь печенье? (из пакета).
4.Где лежит платок? (в кармане).
- Достань платок из кармана.
- Откуда ты достаешь платок? (из кармана).
5. Где стоят цветы? (в вазе)
- Достань цветы из вазы.
- Откуда ты достаешь цветы? (из вазы)
Для практического усвоения предлога из упражнения могут быть следующими:1.Где лежит совок? (в ведре)-Вынь совок из ведра.-Откуда

Слайд 22

Где положишь – там возьмешь.
Цель:

употребление предлогов на и с.
Методические указания: Игра проводится в два этапа.
1 этап: знакомство с предлогом на. Взрослый задает ребенку в только вопросы 1 и 2, показывая при этом картинку 1, затем 2.
2 этап: знакомство с предлогом с (со). Взрослый задает вопросы 2 и 3, показывая картинки в обратной последовательности 1, затем 2.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.

1. Мальчик положил книгу на стол. Куда мальчик положил книгу? (на стол).
2.Где лежит книга? (на столе).
3. Мальчик взял книгу со стола. Откуда мальчик взял книгу? (со стола).

Где положишь

Слайд 231. Зайчик положил морковку на тарелку. Куда зайчик положил морковку?

(на тарелку).
2.Где лежит морковка? (на тарелке).
3. Зайчик взял морковку с

тарелки. Откуда зайчик взял морковку? (с тарелки).

1. Девочка села на скамейку. Куда села девочка? (на скамейку).
2.Где сидит девочка? (на скамейке).
3. Девочка встала со скамейки. Откуда встала девочка? (со скамейки).

1. Зайчик положил морковку на тарелку. Куда зайчик положил морковку? (на тарелку).2.Где лежит морковка? (на тарелке).3. Зайчик

Слайд 24Поручения.
Цель: усвоение предлогов на и с активной деятельности.
Методические указания:

Эта игра в проводится не по картинкам, а с окружающими

предметами. Взрослый дает ребенку поручения и в момент, кода малыш их выполняет, задает вопросы.
Для практического усвоения предлога на поручения могут быть, например, такие:
1. Поставь лейку на окно.
- Куда ты ставишь лейку? (на окно)
- Где стоит лейка? (лейка стоит на окне)
2. Положи книгу на стол.
- Куда ты кладешь книгу? (на стол).
- Где лежит книга? (книга лежит на столе)
3.Посади зайчика на стул.
-Куда ты сажаешь зайчика? (на стул).
- Где сидит зайчик? (зайчик сидит на стуле)
4. Положи куклу на кровать.
- Куда ты кладешь куклу? (на кровать)
- Где лежит кукла? (кукла лежит на кровати)
5. Поставь чашку на полку.
- Куда ты ставишь чашку? (а полку)
- Где стоит чашка? (чашка стоит на полке)

Поручения.Цель: усвоение предлогов на и с активной деятельности. Методические указания: Эта игра в проводится не по картинкам,

Слайд 25Для практического усвоения предлога с (со) упражнения могут быть следующими:


1. Где лежит мяч? (мяч лежит на полу)
- Подними мяч

с пола.
- Откуда ты поднимаешь мяч? (с пола)
2. Где висит шарф? (шарф висит на вешалке).
- Сними шарф с вешалки.
- Откуда ты снимаешь шарф? (с вешалки)
3.Где стоит чашка? (чашка стоит на столе)
- Возьми чашку со стола.
- Откуда ты берешь чашку? (со стола)
4. Где стоят тапочки? (тапочки стоят на коврике)
- Возьми тапочки с коврика.
- Откуда ты берешь тапочки? (с коврика)
5. Где лежит подушка ? (подушка лежит на кровати)
- Возьми подушку с кровати.
- Откуда ты берешь подушку? (с кровати)
Для практического усвоения предлога с (со) упражнения могут быть следующими: 1. Где лежит мяч? (мяч лежит на

Слайд 26Кто куда.
Цель: употребление предлогов к и от, употребление предлога около.


Методические указания: Игра проводится в два этапа.
1 этап: знакомство

с предлогами к и около. Взрослый задает ребенку только вопросы 1 и 2, показывая при этом картинку 1, затем 2.
2 этап: знакомство с предлогом от. Взрослый задает вопросы 2 и 3, показывая картинки в обратной последовательности 1, затем 2.

1. Девочка подошла к маме. К кому подошла девочка? (к маме)
2.Девочка стоит около мамы. Около кого стоит девочка? (девочка стоит около мамы)
3.Девочка отошла от мамы. От кого отошла девочка? (от мамы).

Кто куда.Цель: употребление предлогов к и от, употребление предлога около. Методические указания: Игра проводится в два этапа.

Слайд 271. Девочка подошла к собаке. К кому подошла девочка? (к

собаке)
2.Девочка стоит около собаки. Около кого стоит девочка? (девочка стоит

около собаки)
3.Девочка отошла от собаки. От кого отошла девочка? (от собаки).

1. Мальчик подошел к дому. К чему подошел мальчик? (к дому)
2.Мальчик стоит около дома. Около кого стоит мальчик? (мальчик стоит около дома)
3.Мальчик отошел от дома. От чего отошел мальчик? (от дома).

1. Девочка подошла к собаке. К кому подошла девочка? (к собаке)2.Девочка стоит около собаки. Около кого стоит

Слайд 281. Мальчик подошел к дереву. К чему подошел мальчик? (к

дереву)
2.Мальчик стоит около дерева. Около кого стоит мальчик? (мальчик стоит

около дерева)
3.Мальчик отошел от дерева. От чего отошел мальчик? (от дерева).

1. Машина подъехала к светофору. К чему подъехала машина? (к светофору)
2.Машина стоит около светофора. Около кого стоит машина? (машина стоит около светофора)
3.Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (от светофора).

1. Мальчик подошел к дереву. К чему подошел мальчик? (к дереву)2.Мальчик стоит около дерева. Около кого стоит

Слайд 29Поручения.
Цель: усвоение предлогов к, от и около в процессе

активной деятельности.
Методические указания: Эта игра проводится не по картинкам,

а в реальной обстановке. Поручения могут быть такими:
1. Подойди к окну. К чему ты подошел? (к окну).
- Около чего ты стоишь? (около окна).
- Отойди то окна. От чего ты отошел? (от окна).
2. . Подбеги к песочнице. К чему ты подбежал? (к песочнице).
- Около чего ты стоишь? (около песочницы).
- Отбеги то песочницы. От чего ты отбежал? (от песочницы)
3.Подвези машинку к скамейке. К чему ты подвез машинку? (к скамейке).
- Около чего стоит машинка? (около скамейки).
- Отвези машинку от скамейки. От чего ты отвез машинку? (от скамейки).
4. . Подойди к столу. К чему ты подошел? (к столу).
- Около чего ты стоишь? (около стола).
- Отойди то стола. От чего ты отошел? (от стола).
5. Подойди к девочке. К кому ты подошел? (к девочке).
- Около кого ты стоишь? (около девочки).
- Отойди то девочки. От кого ты отошел? (от девочки).
Поручения. Цель: усвоение предлогов к, от и около в процессе активной деятельности. Методические указания: Эта игра проводится

Слайд 30О чем расскажешь.
Цель: употребление существительного в предложном падеже, употребление

предлога о.
Методические указания: Взрослый дает образец рассказа: «Я расскажу о

мяче. Мяч круглый. А о чем расскажешь ты?». Далее взрослый и ребенок чередуют свои рассказы.

О чем расскажешь. Цель: употребление существительного в предложном падеже, употребление предлога о.Методические указания: Взрослый дает образец рассказа:

Слайд 31По какой дорожке.
Цель: употребление предлога по.
Методические указания: Взрослый показывает

на картинку и дает образец ответа. При этом он голосом

выделяет предлог.
По какой дорожке. Цель: употребление предлога по.Методические указания: Взрослый показывает на картинку и дает образец ответа. При

Слайд 33 

У кого что. Цель: употребление предлога у. Методические

указания: Взрослый показывает на картинку и дает образец ответа. При этом он голосом выделяет предлог. Посмотри на картинки и отгадай загадки.

У кого красный гребешок?

У кого рога?

У кого длинные уши?

У кого рыжая шубка и пушистый хвост?

               У кого что.

Слайд 34У кого мягкие лапки, а в лапках царапки?
У кого

карандаш?
У кого в руках мишка?
У кого в лапах

ложка?
У кого мягкие лапки, а в лапках царапки? У кого карандаш? У кого в руках мишка? У

Слайд 35Один и много.
Цель: употребление множественного числа существительных.
Методические указания: Взрослый

произносит фразы, а ребенок показывает соответствующие картинки, например: «Это мяч,

а это мячи». Далее взрослый нарочно не заканчивает фразу, давая ребенку возможность вставить нужное слово.
«Я буду называть предметы, а ты их показывай. Если я замолчу подскажи мне нужное словечко.»
Один и много. Цель: употребление множественного числа существительных.Методические указания: Взрослый произносит фразы, а ребенок показывает соответствующие картинки,

Слайд 38Это чье?
Цель: определение рода существительных, употребление местоимений «мой», «моя»,

«мое».
Методические указания: начинает игру взрослый. Он показывает картинки и четко

произносит предлагаемый текст. Затем он просит ребенка назвать вещи с соответствующим местоимением и показывает на картинки.
«Это Таня, а это ее вещи. Послушай как Таня говорит про свои вещи «Это мой бантик, это моя кукла….»
Это чье? Цель: определение рода существительных, употребление местоимений «мой», «моя», «мое».Методические указания: начинает игру взрослый. Он показывает

Слайд 41Какие это вещи.
Цель: согласование прилагательного с существительным в роде

и числе.
Методические указания: вначале следует рассказ взрослого, затем – ребенка.

Взрослый должен очень четко произносить окончания слов. В случае необходимости ребенка необходимо поправить.
«Давай расскажем про эти вещи. Сначала расскажу я, а ты послушаешь. А потом расскажешь ты, а слушать буду я».

Это теплая одежда.

Это сладкие фрукты.

Какие это вещи. Цель: согласование прилагательного с существительным в роде и числе.Методические указания: вначале следует рассказ взрослого,

Слайд 42Это круглые предметы.

Это маленькие предметы.

Это круглые предметы.Это маленькие предметы.

Слайд 43Две матрешки.
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Методические указания: «Вот

две сестрички. Одну зовут Матрешка, а другую Матрешечка. А это

их вещи. Назовем их вещи».
Две матрешки. Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Методические указания: «Вот две сестрички. Одну зовут Матрешка, а другую

Слайд 46Назови ласково.
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Методические указания: Первое

ласковое имя произносит взрослый. К следующим именам уменьшительную форму подбирает

ребенок, ориентируясь на образец.

Таня

Ваня

Ира

Вова

Маша

Саша

Назови ласково. Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Методические указания: Первое ласковое имя произносит взрослый. К следующим именам

Слайд 47Как зовут тебя малыш.
Цель: образование существительных – названий детенышей

животных с помощью суффиксов.
Методические указания: Играя с ребенком в первый

раз, взрослый сам произносит названия детенышей. Играя в следующий раз ребенок сам называет всех детенышей.

Как зовут тебя малыш. Цель: образование существительных – названий детенышей животных с помощью суффиксов.Методические указания: Играя с

Слайд 48Кто что делает?
Цель: употребление глагола в настоящем времени.
Методические указания: внимательно

рассмотрите с ребенком картинку. Расскажите, кто чем занят. Потом попросите

ребенка ответить на ваши вопросы.
Кто что делает?Цель: употребление глагола в настоящем времени.Методические указания: внимательно рассмотрите с ребенком картинку. Расскажите, кто чем

Слайд 49Кто что делал вчера.
Цель: употребление глагола в прошедшем времени.
Методические указания:

сначала взрослый должен проверить, хорошо ли ребенок понимает, что значит

«вчера». Он напоминает малышу, что он делал вчера. Затем переходит к картинкам. «Посмотри на картинки и скажи, что делали вчера….»

Кто что делал вчера.Цель: употребление глагола в прошедшем времени.Методические указания: сначала взрослый должен проверить, хорошо ли ребенок

Слайд 50Кто как голос подает.
Цель: образование глагола от звукоподражательных слов.
Методические указания:

игру начинает взрослый. Он показывает на картинку и говорит: «Вспомни,

кто как разговаривает. Утка говорит «кря-кря» - значит она крякает, кошка говорит «мяу-мяу» - значит она….» Заканчивает фразу ребенок.
Кто как голос подает.Цель: образование глагола от звукоподражательных слов.Методические указания: игру начинает взрослый. Он показывает на картинку

Слайд 51Вместе делать веселей.
Цель: согласование в числе глагола настоящего времени с

существительным.
Методические указания: игру начинает взрослый. Он показывает на картинку и

говорит: «Посмотри на картинку . Видишь, кукла стоит. А куклы что делают? И куклы стоят. А на этой картинке? Собака ест и собаки ….» Заканчивает фразу ребенок.

Вместе делать веселей.Цель: согласование в числе глагола настоящего времени с существительным.Методические указания: игру начинает взрослый. Он показывает

Слайд 53Использованная литература:
1. О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика. Для детей 2-4 лет»
2.

интернет ресурсы.

Использованная литература:1. О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика. Для детей 2-4 лет»2. интернет ресурсы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика