Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева
Методика
Н.Зайцева
Слайд 2Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем
для обучения дошкольников чтению, письму и счету. Этот метод универсален — он прекрасно
подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.
Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.
Главными учителями малышей являются педагоги и родители. Методика предусматривает занятия с детьми от рождения до семи лет.
Главные работы автора:
• Книга "Письмо. Чтение. Счет";
• Книга "Читай и пой".
Слайд 3Общее описание методики Зайцева
Педагог-новатор поставил
себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без
зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия.
Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:
ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.
Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.
Слайд 4Особенности методики
«Суть в простоте и системности!»
Методика очень лояльна к детям.
Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:
страхи перед ошибкой;
двоечники
и неудачники;
замечания;
принуждения;
нотации;
звонки;
оценки.
Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.
Слайд 5 Материал дается ребенку сразу
целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем
темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.
Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.
Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.
Слайд 6Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?
Кубики предназначены для обучения чтению,
начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся,
для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:
размеру;
цвету (12);
материалу;
звучанию;
по наполнителю;
по весу.
Слайд 7Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными,
звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:
Большие кубики
— с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
Белый кубик — со знаками препинания.
Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
Слайд 8Золотой кубик — это гласные.
Склады с твердым знаком поселены на
железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
Все буквы
разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
Твердый и мягкий знак — зеленые.
Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.
Слайд 9Таблицы Зайцева
Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности,
на которых смоделирован весь учебный материал.
Таблицы подают сразу весь материал
и вывешиваются на стены.
Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:
учат;
дают информацию;
являются путеводителями по учебному материалу;
отрабатывают нужные навыки;
помогают взаимообучению.
Слайд 10По содержанию таблицы делятся:
на складовые (для сопоставления качеств звуков —
мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
на стосчетовые
(для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).
Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.
Слайд 12
Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:
чтению;
математике;
пению хором;
синтезу
рисования и письма;
азам грамматики;
анатомии;
географии;
экологии;
ботанике;
зоологии.
Слайд 13На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные
методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские
методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.
В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.
Слайд 14Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология,
география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют
правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:
на ведение здорового образа жизни;
на не курение;
не питие алкоголя;
не употребление наркотиков;
на сохранения окружающего мира;
на сохранение своего здоровья;
на свою безопасность.
Слайд 15А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о
полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется
ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.
Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.
В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.
Слайд 16Достоинства методики Зайцева
О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и
психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на
природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.
Вот ее плюсы:
быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
не привязанность к определенному возрасту;
каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
возможность успешного домашнего обучения;
грамотность на всю жизнь;
отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
развитие самоорганизованности ребенка;
простота, системность, наглядность;
сочетание игры и строгой внутренней логики
Слайд 17Популярность системы Зайцева
Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной
образовательной системой, широко известна и применяется не только в России
и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.
Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.