Слайд 1Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы
для слепых и слабовидящих детей
Слайд 2Причины возникновения осложнений при слабовидении
Близорукость высокой степени, осложнённая или врождённая
-
Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью
-
Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка
- Резкий избыточный свет
- Резкие и длительные наклоны головы и туловища
- Подъём тяжестей
- Сотрясение тела, вибрация
- Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз
Слайд 3Рекомендации по применению средств обучения
Крупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры)
при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но доске–12-14см. Межбуквенные (межцифровые)
пространства – 3мм.
Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки.
Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза.
Слайд 4Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в передней половине, ближе к
источнику естественного освещения (окну).
Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк.
Допустимая
зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении урока.
Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения.
Слайд 5
Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих хрусталика.
Сотрясение (постоянное и
эпизодическое). Вибрация.
Значительная физическая нагрузка
Вынужденная рабочая поза
(постоянный наклон головы).
Слайд 6Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные объекты и их изображения различной
величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и
остроты зрения.
Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тонах.
Слайд 7 Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк.
Допустимая зрительная
нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10 мин.(работа на слух,
устное выполнение заданий).
Слайд 8Глаукома
Значительные нервно-психические нагрузки
Постоянный наклон головы
Физические нагрузки с сильным напряжением,
сильным наклоном туловища, с низким наклоном головы
Наклоны туловища вниз
Пребывание в
жарком помещении, на солнце
Длительное пребывание в затемнённом помещении
Зрительная работа в плохо освещённом помещении
Длительное положение головы лицом вниз
Слайд 9Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные и изобразительные пособия без мелкой
деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%.
Выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.
Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями.
Слайд 10Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в первой половине помещения. Освещённость
поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение рабочего стола.
Допустимая зрительная
нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. ( работа с опорой на другие анализаторы).
Слайд 11Атрофия зрительного нерва.
Заболевание сетчатки.
- Значительная физическая нагрузка; работа связанная с
быстрым утомлением.
- Зрительная работа во второй половине дня (при тапеторетинальной
дегенерации).
Слайд 12Рекомендации по применению средств обучения
При подготовке раздаточного материала обращается внимание
на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по
сравнению с нормой).
Контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%.
Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
Загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.
Слайд 13Эргономические условия
Освещённость рабочего стола
500-100 лк.
Допустимая зрительная нагрузка до 10
мин., отдых 3-5 мин.Не менее двух зрительных гимнастик за урок.
Постоянный контроль за утомлением ребёнка.
Слайд 14Патология сетчатки
Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъём тяжестей; Ограничить
наклоны головы и туловища.
Слайд 15Рекомендации по применению средств обучения
Изобразительная информация в рисунках не должна
быть перегружена.
Контраст изображений 90-100%.
При значительном сужении поля зрения сложные изображения
разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подача материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.
Темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения ) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой.
Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.
Слайд 16Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола 1000 лк.
Допустимая зрительная нагрузка на
уроке до 10 минут ( индивидуально) с отдыхом 3-5 мин.
Слайд 17
3. Группа детей с функциональными расстройствами зрения
Аметропия ( миопия, гиперметропия,
астигматизм), не соответствующая возрасту.
Косоглазие
Амблиопия
Дисбинокулярность
Слайд 18АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или
рефракционной основы
Амблиопия слабой степени –
острота зрения не ниже 0,4
Амблиопия средней степени –
острота зрения не ниже 0,2-0,3
Амблиопия высокой степени –
острота зрения не ниже 0,05-0,1
Амблиопия очень высокой степени –
острата зрения не ниже 0,04 и ниже
Слайд 19КОСОГЛАЗИЕ- отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки
фиксации
- Монолатеральное постоянное содружественное косоглазие
(одностороннее , когда от общей
точки фиксации постоянно отклоняется один глаз)
- Билатеральное постоянное содружественное косоглазие
(двухстороннее , когда отклоняются оба глаза)
- Альтернирующее косоглазие (попеременное отклонение то одного, то другого глаза)
Слайд 20Зрительные возможности детей
0,05-0,01 – различение контуров объектов без выделения
деталей на близком расстоянии (0,5-1,5 м)
0,02-0,04 – различение на расстоянии
3-4 м формы, величины и яркого цвета предметов
0,05-0,08 – различение на расстоянии 4-5 м движущихся предметов, плоских контуров изображений, цветных иллюстраций и контрастных изображений, чтение крупного плоскопечатного шрифта
0,09-0,2- чтение обычных книг, письмо плоским шрифтом, наблюдение на расстоянии окружающих предметов. Скорость зрительной работы снижена.
Слайд 21Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного
труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка
Обеспечивает
стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями зрительной системы.
Способствует профилактике зрительного утомления.
Слайд 22Режим зрительных нагрузок предполагает
Чередование работы глаз с их
отдыхом
Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных
функций
Создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы
Подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмологическими требованиями
Слайд 23Симптомы проявления зрительного утомления
Общая усталость
Чувство тяжести, боли в глазах
и голове
Снижение внимания
Падение работоспособности
Увеличивается чистота физиологических миганий
Начинается слёзотечение во время
зрительной работы
Ребёнок снимает очки, трёт глаза
Слайд 25Упражнения для снятия зрительного напряжения
Крепко зажмурить глаза на 3-5
сек., затем открыть на 3-5 сек. Быстро моргать без усилий
в течении минуты, следя за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.
Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.
Переводить взгляд с ближнего объекта на дальний и обратно.
« Пальминг» быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положить тёплые ладони на закрытые глаза на 20-30 сек.
Слайд 26Определение места ребёнка на уроке
С учётом клинической формы заболевания
Степени
выраженности зрительного дефекта
Вида косоглазия
Характера окклюзии
Слайд 27Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит
От вида
косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при сходящимся – вертикальная)
От
формы глазной патологии (при афакии , близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная)
Слайд 28Адаптация изобразительной наглядности
Чёткое выделение общего контура изображения
Усиление цветового контраста
Выделение главного
изображения контуром, линиями, цветом
Уменьшение количества второстепенных деталей
Выделение переднего, среднего и
заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях
Слайд 29Основные приёмы обучения
Незрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описанием
Слабовидящие,
дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный показ последовательности выполнения
действий, сопровождаемый полным словесным описанием; совместное выполнение некоторых элементов действий
Слайд 30
Должны быть созданы
условия для достаточного поступления естественного освещения в помещения группы.
Оконные стёкла
не должны препятствовать поступлению света в помещение. Не следует ставить на подоконник горшки с цветами и высокими растениями.
Рекомендуется светлое зашторивание раздвижными занавесками , расположенными по краям оконного проёма.
Нельзя закрывать шторами верхнюю часть окна, через которую проникает наибольшее количество света.
Освещение
Слайд 31
Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.
Искусственная освещённость учебных
помещений для детей с нарушением зрения должна составлять от 500
до 1000 лк.
Каждое рабочее место ребёнка с нарушением зрения должно быть оборудовано светильниками местного освещения . Светильники должны иметь жёсткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью ( освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами следует предусматривать раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения .
Слайд 32Гигиенические требования к мебели и посадке
Рабочие поверхности парт должны иметь
матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у которых крышка поднимается
и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 30-35см.Что обеспечивает наилучшие условия для зрительной нагрузки. Для незрячих и слабовидящих парты должны устанавливаться ближе к педагогу и доске; парты детей страдающие светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.
Поверхность учебной доски должна быть тёмно- зелёного или коричневого цвета и иметь антибликовое или матовое покрытие.
Цвет мела ( маркера) должен быть контрастным по отношению к цвету доски. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как глаза напрягаются, особенно у страдающих астигматизмом. Должен быть предусмотрен дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости.
Слайд 33Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся
младших классов?
Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении
цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
Слайд 34 трудности в ходе учебно-познавательной деятельности
связанны
как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных
заданий.
низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
плохое запоминание букв;
невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
наличие серьезных затруднений в копировании букв;
появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.