Разделы презентаций


Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих учащихся.

Содержание

Причины возникновения осложнений при слабовиденииБлизорукость высокой степени, осложнённая или врождённая- Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью - Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка - Резкий избыточный свет- Резкие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы

для слепых и слабовидящих детей














Офтальмо - гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы для слепых и слабовидящих детей

Слайд 2Причины возникновения осложнений при слабовидении
Близорукость высокой степени, осложнённая или врождённая

-

Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью
-

Длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка
- Резкий избыточный свет
- Резкие и длительные наклоны головы и туловища
- Подъём тяжестей
- Сотрясение тела, вибрация
- Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз
Причины возникновения осложнений при слабовиденииБлизорукость высокой степени, осложнённая или врождённая- Напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и

Слайд 3Рекомендации по применению средств обучения
Крупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры)

при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но доске–12-14см. Межбуквенные (межцифровые)

пространства – 3мм.
Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки.
Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза.
Рекомендации по применению средств обученияКрупный печатный шрифт (16-18 кегель).Высота буквы(цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, но

Слайд 4Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в передней половине, ближе к

источнику естественного освещения (окну).
Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк.
Допустимая

зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении урока.
Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения.
Эргономические условияМесто ребёнка на занятии в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну).Освещённость поверхности рабочего стола

Слайд 5
Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих хрусталика.
Сотрясение (постоянное и

эпизодическое). Вибрация.
Значительная физическая нагрузка
Вынужденная рабочая поза
(постоянный наклон головы).

Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих хрусталика.Сотрясение (постоянное и эпизодическое). Вибрация.Значительная физическая нагрузкаВынужденная рабочая поза (постоянный

Слайд 6Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные объекты и их изображения различной

величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и

остроты зрения.
Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тонах.
Рекомендации по применению средств обученияНатуральные объекты и их изображения различной величины, сложности и деталировки в зависимости от

Слайд 7 Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк.
Допустимая зрительная

нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10 мин.(работа на слух,

устное выполнение заданий).
Эргономические условияОсвещённость поверхности рабочего стола – 300-500 лк.Допустимая зрительная нагрузка – 10 мин., отдых – 7-10

Слайд 8Глаукома

Значительные нервно-психические нагрузки
Постоянный наклон головы
Физические нагрузки с сильным напряжением,

сильным наклоном туловища, с низким наклоном головы
Наклоны туловища вниз
Пребывание в

жарком помещении, на солнце
Длительное пребывание в затемнённом помещении
Зрительная работа в плохо освещённом помещении
Длительное положение головы лицом вниз

ГлаукомаЗначительные нервно-психические нагрузки Постоянный наклон головыФизические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким наклоном головыНаклоны

Слайд 9Рекомендации по применению средств обучения
Натуральные и изобразительные пособия без мелкой

деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%.

Выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом.
Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями.

Рекомендации по применению средств обученияНатуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала

Слайд 10Эргономические условия
Место ребёнка на занятии в первой половине помещения. Освещённость

поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение рабочего стола.
Допустимая зрительная

нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. ( работа с опорой на другие анализаторы).
Эргономические условияМесто ребёнка на занятии в первой половине помещения. Освещённость поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение

Слайд 11Атрофия зрительного нерва.
Заболевание сетчатки.

- Значительная физическая нагрузка; работа связанная с

быстрым утомлением.
- Зрительная работа во второй половине дня (при тапеторетинальной

дегенерации).

Атрофия зрительного нерва.Заболевание сетчатки.- Значительная физическая нагрузка; работа связанная с быстрым утомлением.- Зрительная работа во второй половине

Слайд 12Рекомендации по применению средств обучения
При подготовке раздаточного материала обращается внимание

на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по

сравнению с нормой).
Контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%.
Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой.
Загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.
Рекомендации по применению средств обученияПри подготовке раздаточного материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки

Слайд 13Эргономические условия
Освещённость рабочего стола
500-100 лк.
Допустимая зрительная нагрузка до 10

мин., отдых 3-5 мин.Не менее двух зрительных гимнастик за урок.

Постоянный контроль за утомлением ребёнка.


Эргономические условия Освещённость рабочего стола500-100 лк.Допустимая зрительная нагрузка до 10 мин., отдых 3-5 мин.Не менее двух зрительных

Слайд 14Патология сетчатки

Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъём тяжестей; Ограничить

наклоны головы и туловища.

Патология сетчатки Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъём тяжестей; Ограничить наклоны головы и туловища.

Слайд 15Рекомендации по применению средств обучения
Изобразительная информация в рисунках не должна

быть перегружена.
Контраст изображений 90-100%.
При значительном сужении поля зрения сложные изображения

разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подача материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей.
Темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения ) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой.
Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.

Рекомендации по применению средств обученияИзобразительная информация в рисунках не должна быть перегружена.Контраст изображений 90-100%.При значительном сужении поля

Слайд 16Эргономические условия
Освещённость поверхности рабочего стола 1000 лк.
Допустимая зрительная нагрузка на

уроке до 10 минут ( индивидуально) с отдыхом 3-5 мин.

Эргономические условияОсвещённость поверхности рабочего стола 1000 лк.Допустимая зрительная нагрузка на уроке до 10 минут ( индивидуально) с

Слайд 17 3. Группа детей с функциональными расстройствами зрения
Аметропия ( миопия, гиперметропия,

астигматизм), не соответствующая возрасту.
Косоглазие
Амблиопия
Дисбинокулярность

3. Группа детей с функциональными расстройствами зренияАметропия ( миопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующая возрасту.КосоглазиеАмблиопияДисбинокулярность

Слайд 18АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или

рефракционной основы
Амблиопия слабой степени –
острота зрения не ниже 0,4

Амблиопия средней степени –
острота зрения не ниже 0,2-0,3
Амблиопия высокой степени –
острота зрения не ниже 0,05-0,1
Амблиопия очень высокой степени –
острата зрения не ниже 0,04 и ниже

АМБЛИОПИЯ – стойкое снижение центрального зрения без видимой анатомической или рефракционной основыАмблиопия слабой степени – острота зрения

Слайд 19КОСОГЛАЗИЕ- отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки

фиксации

- Монолатеральное постоянное содружественное косоглазие
(одностороннее , когда от общей

точки фиксации постоянно отклоняется один глаз)
- Билатеральное постоянное содружественное косоглазие
(двухстороннее , когда отклоняются оба глаза)
- Альтернирующее косоглазие (попеременное отклонение то одного, то другого глаза)



КОСОГЛАЗИЕ- отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации- Монолатеральное постоянное содружественное косоглазие (одностороннее ,

Слайд 20Зрительные возможности детей



0,05-0,01 – различение контуров объектов без выделения

деталей на близком расстоянии (0,5-1,5 м)
0,02-0,04 – различение на расстоянии

3-4 м формы, величины и яркого цвета предметов
0,05-0,08 – различение на расстоянии 4-5 м движущихся предметов, плоских контуров изображений, цветных иллюстраций и контрастных изображений, чтение крупного плоскопечатного шрифта
0,09-0,2- чтение обычных книг, письмо плоским шрифтом, наблюдение на расстоянии окружающих предметов. Скорость зрительной работы снижена.



Зрительные возможности детей 0,05-0,01 – различение контуров объектов без выделения деталей на близком расстоянии (0,5-1,5 м)0,02-0,04 –

Слайд 21Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного

труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка
Обеспечивает

стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями зрительной системы.
Способствует профилактике зрительного утомления.
Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями

Слайд 22Режим зрительных нагрузок предполагает
Чередование работы глаз с их

отдыхом
Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных

функций
Создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы
Подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмологическими требованиями
Режим зрительных нагрузок предполагает Чередование работы глаз с их отдыхом Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с

Слайд 23Симптомы проявления зрительного утомления


Общая усталость
Чувство тяжести, боли в глазах

и голове
Снижение внимания
Падение работоспособности
Увеличивается чистота физиологических миганий
Начинается слёзотечение во время

зрительной работы
Ребёнок снимает очки, трёт глаза
Симптомы проявления зрительного утомления Общая усталостьЧувство тяжести, боли в глазах и головеСнижение вниманияПадение работоспособностиУвеличивается чистота физиологических миганийНачинается

Слайд 25Упражнения для снятия зрительного напряжения



Крепко зажмурить глаза на 3-5

сек., затем открыть на 3-5 сек. Быстро моргать без усилий

в течении минуты, следя за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.
Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку.
Переводить взгляд с ближнего объекта на дальний и обратно.
« Пальминг» быстро потереть ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положить тёплые ладони на закрытые глаза на 20-30 сек.


Упражнения для снятия зрительного напряжения Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Быстро

Слайд 26Определение места ребёнка на уроке



С учётом клинической формы заболевания

Степени

выраженности зрительного дефекта

Вида косоглазия

Характера окклюзии


Определение места ребёнка на урокеС учётом клинической формы заболевания Степени выраженности зрительного дефектаВида косоглазияХарактера окклюзии

Слайд 27Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит





От вида

косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при сходящимся – вертикальная)

От

формы глазной патологии (при афакии , близорукости, глаукоме- вертикальная, при дальнозоркости- горизонтальная)
Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит От вида косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, при

Слайд 28Адаптация изобразительной наглядности



Чёткое выделение общего контура изображения
Усиление цветового контраста
Выделение главного

изображения контуром, линиями, цветом
Уменьшение количества второстепенных деталей
Выделение переднего, среднего и

заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях

Адаптация изобразительной наглядностиЧёткое выделение общего контура изображенияУсиление цветового контрастаВыделение главного изображения контуром, линиями, цветомУменьшение количества второстепенных деталейВыделение

Слайд 29Основные приёмы обучения



Незрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описанием

Слабовидящие,

дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный показ последовательности выполнения

действий, сопровождаемый полным словесным описанием; совместное выполнение некоторых элементов действий


Основные приёмы обученияНезрячие- совместное выполнение действий, сопровождаемое полным словесным описаниемСлабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией – поэтапный

Слайд 30

Должны быть созданы

условия для достаточного поступления естественного освещения в помещения группы.
Оконные стёкла

не должны препятствовать поступлению света в помещение. Не следует ставить на подоконник горшки с цветами и высокими растениями.
Рекомендуется светлое зашторивание раздвижными занавесками , расположенными по краям оконного проёма.
Нельзя закрывать шторами верхнюю часть окна, через которую проникает наибольшее количество света.


Освещение

Должны быть созданы условия для достаточного поступления естественного освещения в

Слайд 31

Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.

Искусственная освещённость учебных

помещений для детей с нарушением зрения должна составлять от 500

до 1000 лк.

Каждое рабочее место ребёнка с нарушением зрения должно быть оборудовано светильниками местного освещения . Светильники должны иметь жёсткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет должен падать с левой стороны или прямо.

Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью ( освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами следует предусматривать раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения .

Классы должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.Искусственная освещённость учебных помещений для детей с нарушением зрения должна

Слайд 32Гигиенические требования к мебели и посадке
Рабочие поверхности парт должны иметь

матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у которых крышка поднимается

и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 30-35см.Что обеспечивает наилучшие условия для зрительной нагрузки. Для незрячих и слабовидящих парты должны устанавливаться ближе к педагогу и доске; парты детей страдающие светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.
Поверхность учебной доски должна быть тёмно- зелёного или коричневого цвета и иметь антибликовое или матовое покрытие.
Цвет мела ( маркера) должен быть контрастным по отношению к цвету доски. Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как глаза напрягаются, особенно у страдающих астигматизмом. Должен быть предусмотрен дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости.

Гигиенические требования к мебели и посадкеРабочие поверхности парт должны иметь матовое покрытие светлого тона. Удобны парты, у

Слайд 33Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся

младших классов?
Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении

цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов?Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные

Слайд 34 трудности в ходе учебно-познавательной деятельности
связанны

как с темпом учебной работы, так и качеством выполнения учебных

заданий.
низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
плохое запоминание букв;
невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
наличие серьезных затруднений в копировании букв;
появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.


трудности в ходе учебно-познавательной деятельности  связанны как с темпом учебной работы, так и качеством

Слайд 35Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика