Слайд 1Особенности организации развивающей
предметно - пространственной среды для детей с
нарушениями речи
Презентация
учителя-логопеда МАДОУ № 65
Кузнецовой И.А.
Слайд 2Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды.
Личностно-ориентированный подход
ФГОС ДО к каждому ребенку делает акцент на отказ от
жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования к ориентации на индивидуальные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда выполняет:
образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Слайд 3Требования к РППС по ФГОС:
- обеспечение максимальной реализации всего образовательного
пространства ДОО
- наличие элементов среды для развития детей в соответствии
с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых, двигательной активности и уединения;
- обеспечение реализации различных ОП;
- создание условий для инклюзивного образования;
- учёт национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Слайд 4Соблюдение принципов согласно ФГОС ДО
содержательная насыщенность;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
доступность;
безопасность.
Слайд 5Содержательная насыщенность
Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а
также возрастным особенностям детей.
Это средства обучения (в том числе технические),
соответствующие материалы, в том числе расходный игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Слайд 6Трансформируемость
Возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
Слайд 7Полифункциональность
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих
жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Слайд 8Вариативность
Наличие в ДОО различных пространств для игры, конструирования, уединения и
пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 9Доступность
для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 10Безопасность
Соответствие всех элементов ППС требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования.
Слайд 11Организация предметно-развивающей среды в группе
В центре речевого развития
Следует предусмотреть
разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование
лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.
Слайд 12В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых
упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию
и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Слайд 20 Центр должен быть связан единством подхода к целеполаганию и объединен
следующими задачами:
развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику,
наблюдательность, творческие способности; обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи; учить монологической, диалогической и связной речи; воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично; воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий; закреплять и расширять представление об окружающем мире.
Слайд 21
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
ВОСПРИЯТИЯ, ЧУВСТВА ЦВЕТА,
ОРИЕНТИРОВКА В
ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Слайд 23
Развитие лексико-грамматической стороны речи